Согласно законопроекту, коллекторам запрещено применять физическую силу или угрожать ее применением, а также оказывать психологическое давление на должника. Документ также предлагает ограничить общение взыскателя с заемщиком личными встречами не чаще одного раза в неделю и телефонными звонками не чаще двух раз в неделю. В частности, коллекторам нельзя беспокоить должников с 20:00 до 9:00 в выходные дни и с 22:00 до 8:00 по будням.
Кроме того, уставный капитал коллекторов должен составлять не менее 10 млн рублей, а их сотрудники обязаны состоять в специальном реестре. Причем, взыскивать долги не имеют право лица, имеющие судимость за экономические преступления, а также совершившие правонарушения в сфере общественной безопасности.
За нарушение правил общения с должником коллекторам грозит штраф до двух миллионов рублей.
Евгений КОРЧАГО, председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»:
- Законопроект не принесет абсолютно никаких кардинальных решений проблемы взаимоотношений коллекторов и должников. Он больше выглядит, как попытка со стороны власти снять социальную напряженность в предвыборный год. Дело в том, что предлагаемые в нем механизмы не снимают проблемы, а лишь камуфлируют ее. Так, введение уставного капитала в размере 10 млн рублей для коллекторских агентств никоим образом не скажется на возможности привлечения их к финансовой ответственности, так как сразу же после оплаты на счет, уставной капитал организации может быть израсходован на любые нужды и восполнять данную сумму учредители не обязаны.
Абсолютно бессмысленным также выглядит введение обязанности оформления согласия граждан на передачу персональных данных в виде отдельного документа. Указанное согласие банки будут оформлять перед выдачей кредита, отказывая, в противном случае, по другим формальным основаниям.
Не решит проблему ночных звонков и угроз со стороны коллекторов и введение запрета на беспокойство в выходные дни и ночное время, так как никто не помешает коллекторам звонить с других номеров (зарегистрированных на различных граждан), а впоследствии откреститься от данных звонков, сказав, что никто из их организации не нарушал требований закона. Единственным способом исправления ситуации остается повышение эффективности работы правоприменителей. А именно – необходимо добиться того, чтобы нарушения закона со стороны коллекторов не оставались без ответа со стороны полиции и не тонули в ворохе пустых бумажных отписок.
Дмитрий ЧУГУНОВ, зампред комиссии по безопасности Общественной палаты:
- Легализация деятельности коллекторов в том виде, в котором она предлагается, вряд ли будет иметь положительные последствия. Поэтому пока их работу необходимо заморозить и, не торопясь, найти адекватный подход к этому вопросу. Тут очень много нестыковок, в том числе правовых. «Вышибалы» никуда не уйдут после принятия закона. Наоборот, их и их покровителей будет гораздо сложнее привлечь к ответственности. При этом, получается, что коллекторы будут дублировать функции Федеральной службы судебных приставов, хотя, по закону, только приставы имеют право взыскивать долги. На данный момент предлагаемый законопроект, с одной стороны, вторичен, потому что дублирует многие положения статей УК РФ, а с другой — требует создания специального контрольного органа по надзору за коллекторами. Функции такого органа предлагали передать ЦБ, он бы и выдавал лицензии на коллекторскую деятельность и осуществлял контроль. Но ЦБ заявил, что ему просто не хватит ресурсов. А передавать такие функции частным структурам — самоубийство, хотя и такие идеи тоже звучат. Если и разделять прямые функции ФССП по взысканию долгов с коллекторами, то в рамках жесточайшего контроля, и никаких посредников между коллекторами, ЦБ и судебной системой здесь быть не может. Рынок коллекторства насквозь гнилой, это целый пласт прелестей, дошедших до нас из «лихих 90-х». И, разумеется, коллекторы не преминут воспользоваться возможностью обрести легальный статус. Нельзя давать им такую возможность.
Алексей КРАВЦОВ, президент союза третейских судов, председатель Арбитражного третейского суда Москвы, член Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов РФ:
- Безусловно, рынок нуждался в регулировании. Законопроект имеет ряд плюсов. Во-первых, обозначены границы для работы коллектора, уточнены запрещенные «приемы». Во-вторых, установлена ответственность коллекторских компаний, а не только персонально «взыскателей». Таким образом, государство защитило налогоплательщиков от действия недобросовестных коллекторов. Однако, есть риски: введение разрешительного механизма регулирования может привести к росту коррупционных рисков для коллекторов, а также к возможности для власти защищать от взыскания долгов близких к ней бизнесменов.
Алена АФАНАСЬЕВА, старший аналитик ГК FOREX CLUB
- Наконец-то появляется хотя бы какая-то законодательная база, регламентирующая деятельность коллекторов. Дело в том, что до последнего момента не было четких процедур легализации, лицензирования и контроля этого бизнеса. В результате, отмечались массовые случаи преступного давления и запугивания не только самих должников, но и их семей. «Черные коллекторы» практиковали поиск ближайших родственников с последующими угрозами отъема имущества, нарушая тем самым большое число законодательных норм, начиная с декларации прав человека и заканчивая защитой персональных данных. В идеале, новый закон должен включать и уголовную ответственность за неправомерные действия слишком агрессивных сотрудников коллекторских агентств.