Сейчас за производство лифтов отвечает Росстандарт, за монтаж — Госстройнадзор, за обслуживание — Ростехнадзор, за эксплуатацию — Жилинспекция и управляющие компании, которые доверяют обслуживание лифтов сторонним фирмам. Причем главный критерий выбора подрядчиков на обслуживание лифтов простой — цена. Требования к компании-подрядчику тоже простые — ее руководитель должен обладать дипломом инженера. Вот и все. А сколько сотрудников в такой фирме, наличие опыта, запчастей, оборудования, да и уставной капитал в размере 10 тысяч рублей — норма.
Лицензирование обслуживающих лифты фирм было отменено около 10 лет назад. При этом системы саморегулирования и добровольной сертификации таких организаций не было создано. Ранее лифты, как опасные объекты, находились в ведении Ростехнадзора. Он проверял проекты по их строительству, а также следил, чтобы лифты правильно и своевременно обслуживались специализированными организациями. Да и требования к компаниям были жесткими — в отрасли, как правило, существовали в основном крупные игроки, не только обладающие квалифицированным штатом, но и занимавшиеся производством самого лифтового оборудования. В 2012 году лифты были исключены из числа опасных объектов. Два года ими можно было вообще не заниматься, работают — и ладно.
Вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров рассказал, что жесткие требования Ростехнадзора заменил Регламент Таможенного союза, где все написано обтекаемо: лифт надо эксплуатировать, подпускать к нему квалифицированный персонал и осуществлять техобслуживание. В Белоруссии и Казахстане госконтроль за лифтами сохранили, а в России собственная методика контроля так и не появилась. В стране отсутствует документ, который бы определял обязанности обслуживающих компаний и их персонала и обязанности владельцев лифтов.
Контроль над лифтами Ростехнадзору все-таки вернули, но в урезанном виде. Теперь ведомство не проверяет проектную и эксплуатационную документацию, а следит лишь за тем, чтобы она в принципе существовала.
Лифт сам по себе очень надежная конструкция. Кабина проектируется с шестикратным запасом прочности, а тросы имеют не менее чем девятикратный запас, причем в пассажирских лифтах их не менее трех. То есть даже если два троса порвутся (а это практически невозможно), то один с трехкратным запасом выдержит кабину с пассажирами. Поэтому, когда в сообщении об очередной катастрофе говорится, что «порвались тросы и лифт упал», это свидетельствует о преступной халатности обслуживающей лифт фирмы.
Компании, управляющие домами, из экономии нередко заключают договора на обслуживание лифтов с фирмами, предлагающими самую низкую цену. Их механикам приходится обслуживать максимум лифтов, чтобы только они функционировали. На детальный осмотр кабины и лифтового оборудования у них просто не остается времени. А для профессиональной диагностики состояния лифтов у таких фирм может не быть высококвалифицированных специалистов и соответствующего оборудования.
Много аварий происходит во время ремонта лифтов. Очередная случилась 3 февраля на комбинате под Саратовом — погиб производивший ремонт 51-летний мужчина. Он работал один, хотя на опасных объектах положено работать как минимум вдвоем. В прошлом году в Калининском районе Петербурга во время ремонта серьезно пострадали двое рабочих — разогнулся единственный карабин страховочного троса, которых для надежности должно быть два.
К проблеме лифтового хозяйства подключились законодатели. Депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект, который ужесточает требования к безопасности эксплуатации и своевременности проведения капитального ремонта лифтов. Председатель Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной думы Владимир Дупак заявил, что «сфера регулирования деятельности по обслуживанию лифтового хозяйства стала очень либеральной. Как результат такого излишнего либерализма могу отметить появление на рынке обслуживания и содержания лифтов случайных поставщиков услуг, которые в погоне за прибылью не предъявляют особых требований к производственному процессу и не уделяют должного внимания развитию персонала».
По мнению Алексея Захарова, проблему безопасной эксплуатации лифтов может решить возвращение лифтов в статус опасных объектов и передача контроля над ними в полном объеме Ростехнадзору, как это было ранее. «Нужен документ, который определял бы обязанности обслуживающих компаний и их персонала, обязанности владельцев лифтов», — считает Захаров.
О безопасности своей продукции задумались производители. Крупнейшие изготовители лифтов просят законодательно закрепить за ними контроль технического состояния лифтового оборудования после его установки в жилых домах, а право на обслуживание предоставить только специалистам, получившим сертификат производителя. Как заявил Агентству городских новостей «Москва» гендиректор ПАО «Карачаровский механический завод» Сергей Заика, «сейчас производители практически никак не могут проверить состояние проданного оборудования после установки, а обслуживанием лифтов в итоге занимаются ремонтники, которые не прошли специальное обучение по эксплуатации и ремонту лифтов конкретного производителя».
Реализация всех предлагаемых мер повышения безопасности лифтов в жилых домах и производственных корпусах займет немало времени. До этого жители Москвы, где произошли последние трагедии, вправе ожидать помощи от городского правительства и мэра Сергея Собянина. Столичные власти могли бы, не дожидаясь решений Минстроя и Госдумы, ввести лицензирование обслуживающих лифты компаний и провести «чистку» рынка от расплодившихся ООО, обслуживающих тысячи лифтов в Москве без штата сотрудников и технической базы.
Основных требований не так много. Регламенты технического обслуживания лифтов, соблюдения необходимой квалификации сотрудников, наличие перечня необходимого оборудования и проведение согласно регламенту периодического-технического освидетельствования лифтов. Должен быть установлен порядок контроля за выполнением этих требований со стороны городских властей и ответственность владельцев лифтов.
Понятно, что вернуть в цивилизованное состояние целую отрасль быстро не получится. Ведь разрушалась она на протяжении десятков лет. Но, по крайней мере, целесообразно на переходный период сделать упор на компании с госучастием, которые еще сохранились во всех регионах России. Это одни из немногих в отрасли, кто еще соблюдает стандарты качества и жестко следит за техническим состоянием лифтов. Хотя и проигрывают многочисленным мелким ОООшкам в тендерах на обслуживание по ценовому критерию.
Очевидно, что выбирать подрядчика нужно не только по ценовому критерию. Вот тогда мы сможем спокойно входить в лифт с уверенностью, что ничего с нами не случится.