«Вызов Джорджа Сороса в отношении юаня не увенчается успехом... Финансовый «хищник» на Всемирном форуме в Давосе объявил войну юаню». Так пишет «Жэньминь Жибао», орган Центрального комитета Коммунистической партии Китая.
По сути дела, власти «Поднебесной» сделали из Сороса врага №1, которого не в первый раз обвиняют в причастности к обвалу азиатских валют. Так было, например, во время финансового кризиса 1997-98 годов.
Автор материала, не названный научный сотрудник Министерства коммерции КНР, утверждает: «Он не сможет добиться успеха в войне против юаня и гонконгского доллара – в этом не может быть никаких сомнений... Объявление войны создает для Китая возможность углубления финансового сотрудничества в Восточной Азии...».
За что же ополчились китайцы на Сороса? На прошлой неделе миллиардер сказал в интервью агентству Bloomberg, что падение американского фондового индекса S&P 500 (индекс лучших американских компаний по версии Standard & Poor’s – «МК») и азиатских валют обязательно произойдет. «Жесткая посадка практически неизбежна. Я не ожидаю ее, я уже наблюдаю за ней», — утверждал Сорос. Основными признаками этого он назвал ускорение оттока капитала из Китая и высокий уровень задолженности, как внутренней, так и внешней. При этом бизнесмен признал, что падение местной экономики больно ударит по рынкам других государств. Ведь одной из причин глобального снижения цен на нефть стало уменьшение спроса на «черное золото» в Китае.
Замедление второй в мире экономики действительно происходит: сокращаются темпы роста производства (именно роста – «МК»), объемов экспорта. Народный банк Китая дважды, в августе прошлого года и в январе нынешнего, ослаблял позиции национальной валюты к американскому доллару.
Однако это как раз тот случай, когда можно сказать, нам бы их проблемы. Рубль к доллару за последние полтора года девальвировался более чем на 100%. А обменный курс юаня укрепился с 1994 года с 8,6187 юаней за «зеленый» до 6,5646 в январе этого года. Местная валюта на протяжении более двадцати лет является оплотом стабильности. Что, впрочем, вполне естественно, учитывая положительный торговый баланс с США.
В целом макроэкономическая ситуация в «Поднебесной» гораздо лучше, чем не только в странах БРИКС, но и в большинстве развитых государств. В прошлом году скорость экономического роста Китая была в два раза выше, чем у Соединенных Штатов.
«Китай продолжает модернизировать свое производство, являясь лидером во многих отраслях, – говорит директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. – Свалить с ног такого монстра ни одному спекулянту в мире не под силу. Проблемы Китая заключены внутри страны и связаны, в первую очередь, с исчерпанием преимущества отсталости. Рабочая сила дорожает, из-за чего, в конечном итоге, снижаются темпы экономического роста. Но к финансовым спекуляциям с юанем это имеет слабое отношение».