Таможенники пока не определились, будут ли они подвергать досмотру именно такой объем посылок, как предложили представители рынка онлайн-торговли. Андрей Бельянинов предупредил, что в любом случае не хотел бы услышать обвинения в излишнем чиновничьем рвении: «Сложно сказать, будет ли это 5% или 25%. Но, как некая контрольная цифра, она нас пока устраивает», - подчеркнул он. Предполагается, что если сотрудники таможни обнаружат подозрительный товар, они должны связаться с фирмой-производителем и подтвердить или опровергнуть оригинальность его происхождения. Контрафактные товары подлежат уничтожению. Потребителей в этом случае обещают не наказывать: они не могли знать, что покупают фейк. За компенсацией гражданам придется обращаться к продавцу.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов полагает, что инициатива АКИТ на самом деле не имеет никакого отношения к борьбе с подделками, а направлена исключительно на выдавливание с российского рынка иностранных конкурентов, занимающихся межграничной онлайн-торговлей. По итогам прошлого года продажи в этой сфере достигли 135 млн рублей, что почти в два раза превышает показатели 2014 года (75 млн рублей). Российских покупателей не испугал даже растущий курс иностранных валют, хотя средний чек интернет-заказов упал с $62 до $25. «На межграничную онлайн-торговлю сегодня приходится 0,7 % от общего объема торговли в России. Даже если допустить, что хотя бы один процент из того, что пересекает границу, — контрафакт, значит, мы имеем дело с сотыми долями процента товаров. По сути это поиск иголки в стоге сена, который, однако, способен ухудшить жизнь получателей посылок в стране», - рассуждает Иванов.
Неделю назад, когда АКИТ впервые озвучил свое предложение о 5%, пользователи социальных сетей начали высказывать предположения, что в случае начала подобных проверок скорость доставки посылок заметно снизится, а заказы подорожают примерно на треть. Деньги нужны будут на содержание штата товароведов, которые займутся оценкой качества пересылаемой продукции. В АКИТ эти обвинения тогда отвергли, пообещав обойтись без привлечения дополнительных работников. Тем не менее, Александр Иванов считает, что проблема времени и привлечения дополнительных кадров снята быть не может. По его словам, вскрытие частной корреспонденции по закону должно происходить в присутствии двух понятых. При регулярных проверках на таможне придется держать целый штат таких сотрудников. Те же процессы могут стать причиной задержек посылок.