Скромный форум общественной организации предпринимателей в этом году утер нос Всемирному экономическому форуму в Давосе, о чем не преминул напомнить сам Владимир Путин.
Оглядев первый ряд зала, на котором с трудом уместились ключевые правительственные чиновники и руководители регионов, президент с деланным удивлением поинтересовался, кто же в таком случае поехал на лыжах кататься.
«Раньше ездили, а теперь нет. Видимо, денег не хватает, экономят», - предположил ВВП. Но это, естественно, была всего лишь шутка.
Никакого предметного разговора о том, что происходит с деньгами — в первую очередь с российским рублем, который в среду пробил очередной исторический минимум, и как власти собираются спасать экономику и граждан от инфляции — на форуме не произошло.
Президент излучал традиционное спокойствие и уверенность в том, что все под контролем. «Два последних года были достаточно сложными для экономики, объективные трудности затронули практически все ее секторы, но нужно отметить, что в целом бизнес выстоял, в том числе малый", - заявил глава государства.
По мнению Путина, обвал рубля даже открыл перед предпринимателями новые возможности - имея в виду курсовую разницу и некоторые ниши на рынках. Президент пообещал, что государство и впредь будет поддерживать малый бизнес, хотя основные механизмы уже созданы — на федеральном уровне работает Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, а региональные власти получили право устанавливать налоговые каникулы для предпринимателей и давать им другие преференции.
Во время выступления главы государства глава «Опоры России» Александр Калинин нервно ерзал в кресле, стараясь не встречаться глазами с сидящими в зале предпринимателями. Очевидно, от их имени он должен был поговорить с ВВП о проблемах, которых за два года кризиса накопилось уже немало, но не знал, как подступиться к щекотливой теме.
Сначала он зачем-то стал оправдываться за название форума «Малый бизнес — национальная идея?», утратившее свою амбициозность из-за вопросительного знака в конце.
«Мы, конечно, не сомневаемся, что малый бизнес — это драйвер развития страны. Но чтобы оправдать чаяния россиян, нужны совместные усилия бизнеса и власти» - сказал Калинин, так и не рискнув признаться, что усилий власти пока явно недостаточно.
Через полтора года после начала кризиса предприниматели говорили ровно о том же — об отсутствии доступных займов. По словам Калинина, даже под 17% годовых деньги малому бизнесу получить сейчас практически невозможно.
Доля малых и средних предпринимателей в 2015 году снизилась в кредитных портфелях не только коммерческих, но и госбанков. Исправить ситуацию, по мнению Калинина, могла бы личная заинтересованность банкиров. Если бы их годовые премии зависели от количества прокредитованных малых предприятий, положительные решения принимались бы более охотно.
- Антон Германович (Силуанов, глава Минфина — «МК») так криво заулыбался, - обратил внимание Путин, - Чего вы боитесь? Вы же в не банке работаете...
Президент сказал, что не видит в этом предложении ничего необычного: «В банках с госучастием вполне можно посмотреть, кому они дают деньги - только "Роснефти" и "Газпрому", или работают с широким кругом клиентов. И в зависимости от этого - оценивать их работу, в том числе это касается и премиальных".
Вместе с тем, ВВП в очередной раз дал понять, что снижения процентных ставок по банковским кредитам не будет — это не в интересах макроэкономики.
«Не может быть низких ставок при определенной ситуации на рынках, иначе мы просто с обратной стороны подберемся к экономике и огреем ее палкой так, что она уже не встанет», - подчеркнул Путин. В подтверждение своих слов он привел несколько необычный для аудитории пример, сообщив, что в некоторых западных странах в разгар кризиса 2008-2009 годов банки также придерживали кредитование реального сектора. И повлиять на них не могли даже парламенты.
Две другие просьбы малого бизнеса к Путину оказались более неожиданными. Во-первых, они попросили президента возродить советскую практику разъяснительной работы вместо тотальных штрафов предпринимателей. А во-вторых, положить конец деятельности интернет-троллей.
По словам Калинина, после законодательного ограничения плановых проверок, резко выросло число внеплановых. Причем, проверяющие органы реагируют даже на интернет- сообщения, подписанные «Гельмут Коль» и тд. Коррупционную составляющую этого явления Александр Калинин публично вскрывать не стал — тем более, что она и так всем очевидна, попросив лишь об обязательной идентификации заявителей. Естественно, конфиденциальной.
- Полностью поддерживаю, что все жалобы должны быть индивидуальными! В интернете легко прятаться, хамить, обзываться, - с энтузиазмом отозвался президент, - Но если у кого-то есть претензии, пусть назовет себя. Иначе это анонимка, и с ними только один проверяющий хорошо работал — Лаврентий Павлович Берия».
Что касается разъяснительной работы с предпринимателями, то, по мнению Путина, в советское время делали правильно. «Спасибо, что вы нам напомнили эту практику : сначала — предупреждение, а потом штраф!» - поблагодарил Калинина президент.
По его словам, в море законодательных и тем более подзаконных актов трудно разобраться даже самим проверяющим, не говоря уже о бизнесменах.
«Конечно, у контрольных органов есть план, сколько они должны наколотить штрафов, но я согласен — нужно наладить нормальный стиль работы», - подытожил эту часть дискуссии ВВП.
Он также пообещал подумать над увеличением порогового размера ущерба для привлечения юридических лиц к уголовной ответственности. Сейчас сажают за ущерб 250 тыс руб, бизнес рассчитывает, что государство кратно увеличит эту сумму. «Поскольку излишняя криминализация предпринимательских рисков является препятствием для начала собственного дела», - пояснил первый вице-президент «Опоры» Владислав Корочкин.
«Надо посмотреть, что это за цифра. Конечно, 250 тысяч — это не особо крупный размер. Это ерунда! Раз в пять в можно увеличить», - согласился Путин.
А вот надежды малого бизнеса на сокращение налогового бремени предсказуемо не оправдались. Путин не поддержал предложение повысить порог для упрощенного налогообложения с нынешних 60 млн руб до 120 млн руб.
ВВП сослался на регионы, которые пострадают от выпадающих доходов, но обещал еще раз посоветоваться на эту тему с правительством и губернаторами. Впрочем, обещанного, как известно, три года ждут. Протянет ли столько отечественный малый бизнес — такой уверенности участникам форума дискуссия с президентом, увы, не принесла.