«Газпром» в своих претензиях к «Нафтогазу» соблюдает все международные законы — правило «бери-или-плати» было записано в контракте еще 2013 года.
Это норма о поставках, когда поставщик обязуется предоставить товар, а его конктрагент — его покупать и оплачивать по зафиксированной стоимости.
Россия свою половину контракта выполнила — сколько «Нафтогаз» оплачивал «голубого топлива», столько и мы поставляли. Даже больше.
Но Украина все время требовала скидок и пересмотра условий соглашения (оно было заключено с Виктором Януковичем, чтобы тот отказался от интеграции с ЕС, но требования по реализации контракта выдвигаются уже Виктором Яценюком, который с той же Европой как раз и целуется «в гланды»).
Но от «Нафтогаза» платежей добиться не удалось — Киев начислял «Газпрому» по $50-100 млн ежемесячно, что не могло погасить общие платежи.
В итоге накопилось изрядно. Только за III квартал 2015 года убыток «Газпрома» составил 2 млрд рублей против 294 млрд рублей прибыли во II квартале (только за поставленный Украине «голубое топливо» Россия вправе потребовать по действующему контракту как минимум $1 млрд — это только за поставки в 2015 году).
В основном долги «Газпрома» — это вина Украины, которая не желает выплачивать России долги за газ. 19 января «Газпром» потребовал от «Нафтогаза Украины» выплатить $2,5 млрд за невыбранный газ в III квартале 2015 года по условию «бери или плати».
Это не поставленный газ, а «невыбранный». До последнего времени каждый долгосрочный контракт на поставку газа предусматривал правило — покупатель заручается оплачивать определенный объем газа, даже если он его и не отбирает. Киев в 2013 году с таким условием согласился — Москва тогда давала кредит на $15 млрд, поэтому спорить было бесполезно.
После «Майдана» положение поменялось. Новый Киев, во главе с Порошенко и Яценюком, поменяло позицию. Они потребовали снизить российские цены на газ и отказались выполнять условие «бери или плати». С подробными объяснениями обратились в европейские судебные инстанции, но там их пока не спешат поддерживать.
А размер долга, в соответствии с действующими контрактами, растет как на дрожжах. На сегодня общая сумма денежных требований, заявленных «Газпромом» в иске к Украине со ссылкой на условие «бери или плати», составляет $26,7 млрд и касается периода с 2012 по 2014 год. Новое требование на $2,5 млрд за III квартал 2015 года доводит этот показатель почти до $30 млрд.
Изъять эти средства с Киева вряд ли получится. Но рычагом давления этот судебный процесс несомненно станет.
С другой стороны, «Нафтогаз» пытается сопротивляться. В ответ Украина повысила ставку транзита российского газа в Европу для «Газпрома» более чем в полтора раза — до $4,5 тыс кубометров на 100 км, сообщил глава Минэнерго Украины Владимир Демчишин.
Объем транзита «Газпрома» через территорию Незалежной составляют примерно 59,4 млрд кубов. Это примерно до $1 млрд по нынешним ценам и до $2 млрд — по увеличенным.
Но отличие на лицо. У «Газпрома», даже при убытках, понесенных от задолженности Украины, деньги есть — чистая прибыль «Газпрома» от продажи газа возросла за 9 месяцев 2015 года на 9% до 2,3 трлн рублей. Расплатиться за транзит мы способны. А вот Киев отдать миллиарды долларов долга, если его признает европейский суд, явно не способен.
Теперь Порошенко, как и Яценюку придется действовать на «свой страх и риск». Других ресурсов у них точно нет.
Как говорят в Киеве, Украина способна отказаться от российского газа. Но, закупая его в Европе, «Нафтогаз» тратит от $190 до $230 за тысячу кубометров. Это в несколько раз дороже, нежели в России. У «Газпрома», как признавали его руководители, «голубое топливо» могло бы стоить и дешевле. Лишь бы Киев его во-время оплачивал. Но, судя по всему, теперь с вопросом о своевременной оплате Украиной топлива придется разбираться Европе.