Как сообщило во вторник Государственное статистическое управление Китая, по итогам 2015 года, темпы роста ВВП КНР составили 6,8%. Это является минимальным показателем с 1990 года.
Кроме того, объем экспорта Китая в минувшем году снизился на 1,8% в годовом выражении и составил около 2,2 триллиона долларов. Объем импорта снизился на 13,2% и составил порядка 1,6 триллиона долларов.
При этом объем инвестиций в основные фонды вырос на 10%, что намного меньше показателей предыдущих лет. Примечательно, что доля сферы услуг в стране впервые в истории превысила половину производимого ВВП и достигла 50,5%.
Аналитики с тревогой взирают на происходящее в Поднебесной. «Китайская экономика демонстрировала высокие темпы роста в течение двух десятилетий. Однако ее сильная привязка к экспорту и мировой торговле сделала ее уязвимой перед лицом изменения ситуации в глобальной экономике. Когда сырьевые рынки оказались в состоянии длительного падения, спрос на китайский экспорт начал сокращаться, что трансформировалось в спад деловой активности в самом Китае. Усилий китайских властей для перевода страны на внутреннее потребление оказалось недостаточно. К тому же в 2015 году на китайском фондовом рынке произошел эпический обвал, который затронул до 100 млн счетов физических лиц, а это были представители среднего класса. Соответственно, при такой финансовой потере крупный китайский рынок способен повлиять на спрос на самые разнообразные ресурсы. Поэтому тревоги за китайский рост прокатились волнами распродаж на рынке металлов, нефти, продовольствия, что является основными статьями экспорта развивающихся экономик», - говорит Андрей Кочетков, аналитик компании «Открытие Брокер».
Эксперт отмечает, что «китайская волна» докатится и до России, однако её влияние не будет однозначным. «Естественно, Россия не стоит в стороне и эти процессы затрагивают и ее. Однако в сфере российско-китайских экономических отношений есть еще много возможностей для взаимной выгоды. Это и проекты в области С-Х, а также поставок газа в Поднебесную. Те, кто испытал на себе пекинский смог, вряд ли будут утверждать, что угольная энергетика это хорошо. Тем не менее, на текущем этапе страхи китайского спада влияют на широкий круг активов, что неизбежно отражается и на доходах российской экономики», - полагает экономист.