Тенденция ослабления национальной валюты будет сохраняться на протяжении всего 2016 года, уверен Игорь Николаев. Как поясняет эксперт, дело в том, что нынешний кризис имеет структурный характер. «Накопилась масса диспропорций, несоответствий, которые быстро исправить невозможно. Кроме того этот кризис отягощен внешними шоками — санкции, падение цен на нефть. Все это говорит о том, что быстро вернуться к уровню жизни 2009-2013 г.г. не получится. По крайней мере в ближайшем будущем (1-2 года)», — уверен профессор.
Сейчас все зависит от расторопности наших властей. «Необходимо немедленно переходить к структурным реформам. Чтобы слезть с нефтяной иглы и развить инновационную экономику нужна максимальная либерализации хозяйственной деятельности и ослабление налогового бремени. Это позволит решить и другую структурную проблему — увеличить долю малого бизнеса в экономике», — полагает Николаев.
Следует также разобраться с бюджетными перекосами, когда неоправданная доля расходов приходится например на спортивные проекты и силовой блок. «Кроме того, нужно решить вопрос санкциями. Дело в том, что в кризис мы вошли бы и без них, а вот выйти из него с санкциями не получится», — продолжает Николаев. По его словам ярким тому подтверждением является опыт Ирана. Эксперт уверен: правительству необходимо начать реально оценивать сложившуюся экономическую ситуацию.
Напомню, выступая на Гайдаровском форуме премьер Дмитрий Медведев заявил, что «мы и близко не наблюдаем того, что творилось в экономике в 1998 году».
Действительно сравним нынешнюю ситуацию с 1998 годом. Она лучше или хуже? «Кризис 1998 года отличается от нынешнего по своей природе, причинам. Тогда государство заигралось с пирамидой ГКО (государственные краткосрочные облигации — «МК»), был кризис госдолга, рубль обвалился, инфляция подскочила и в результате экономика упала. Все было плохо, но достаточно короткий период, потому что со II квартала 1999 года экономика стала расти — прирост ВВП в годовом выражении составил 3,2%», — отмечает Николаев. По его словам, в 1998 году самое тяжелое было позади, а сейчас только впереди.
«Тогда необходимые структурные реформы были проведены — приватизация, либерализация хозяйственной деятельности. Это уже показал 1997 год, когда ВВП вырос на 1,4%, а промпроизводство на 1%. То есть когда в 1998 году произошел дефолт, реформы уже имели место. Другими словами экономика была «беременна ростом». Но пирамида ГКО, мировой финансовый кризис, юго-восточная Азия, чехарда с отставками правительства привели к событиям августа 1998 года. Сейчас же правительство к структурным реформам даже не приступило», — поясняет профессор.
Необходимо также отметить, что 18 лет назад супер цикл низких цен на нефть заканчивался, а сейчас все только начинается. Поэтому, по словам Николаева, если учитывать перспективу, то нынешняя ситуация отнюдь не лучше 1998 года. Этот кризис затянется не менее чем на 4-5 лет.