Президент Ирана Хасан Рухани восхвалял Господа после того, как с его страны сняли санкции на поставки нефти всем заинтересованным покупателям. До последнего времени Тегеран был не вправе экспортировать «черное золото» в США и Евросоюз. В Азию иранская нефть шла. Теперь «ворота открыты» для всех.
Иран обещает выбросить дополнительно на рынок до 500 тыс. баррелей ежедневно. При нынешнем избытке нефти это приведет к дальнейшему падению нефтяных котировок. Несмотря на то что с лета прошлого года, когда стало понятно, что санкции с Ирана снимут в считаные месяцы, и цены уже несколько отыграли «иранский фактор», стоимость «черного золота» все равно полетела вниз с еще большим свистом. Если на прошлой неделе котировки хоть как-то держались выше $30, то теперь они окончательно укрепились на уровне $28–29. Нефть из корзины стран ОПЕК вообще провалилась до $24,74.
Судя по всему, будет и хуже. Конечно, Иран не сможет оперативно обеспечить крупные объемы поставок на внешний рынок. Необходимо заключать новые контракты, да и восстановить «досанкционный» уровень добычи (во время действия ограничений многие иранские месторождения пришлось законсервировать — чтобы вновь пустить их в дело, придется потратить время и средства).
Деньги у Тегерана вроде есть. Это пресловутые $100 млрд, которые хранятся в западных банках и к которым доступ снова открыт. На первое время Ирану хватит. А вот другим, причем не только добывающим странам, как Россия, но и импортирующим нефть государствам, в том числе США и Евросоюзу, придется несладко.
Начнем с России. Уже мало кто сомневается, что нефть подешевеет до $20, если не ниже. Эксперты предрекают, что наша валюта тогда упадет до 100 рублей за доллар. Как прогнозировал авторитетный инвестбанк Goldman Sachs, уже при долларе в 90 рублей российскую экономику ждет жесточайший кризис: промышленность остановится, инфляция разгонится с невероятной скоростью, безработица усилится, равно как и падение потребительского спроса. В понедельник, 18 января, официальная цена доллара дошла до 78,67 рубля (+2,1 рубля), евро — до 85,62 рубля (+2,32 рубля).
Как заявил Дмитрий Медведев, «дальнейшая динамика цен на нефть плохо предсказуема». Расходы бюджета будут сокращены на 10%. И это минимальный порог. Скорее всего, будет больше, и начнут резать «по живому» все инвестиционные расходы, то есть экономика развиваться не будет. А не исключено, что дойдут и до социальных расходов.
Что-то похожее ждет и Мексику, Бразилию, Венесуэлу и другие государства, бюджеты которых держатся в основном на продаже сырья. Их фондовые рынки и курсы национальных валют также достаточно сильно «прогнулись» после официального снятия санкций с Ирана.
И это закончится не скоро. По словам замглавы правительства Аркадия Дворковича, стоимость нефти в $50–60 вернется только через 2–3 года.
Сообщение об отмене санкций против Ирана спровоцировало обвал фондовых индексов государств Персидского залива. На фондовом рынке Саудовской Аравии обвал в определенный момент превысил 7%. Схожая ситуация сложилась в Кувейте и Катаре. Властям последнего пришлось даже поднять цены на бензин на 30–35%.
Но вернемся к Новому и Старому Свету, которые и инициировали возврат Ирана на мировой нефтяной рынок.
Американский нефтяной сектор, который только-только был готов выйти на мировой рынок, тогда встанет: себестоимость добычи сланцевого сырья в несколько раз выше, чем в странах Персидского залива. Иран несомненно будет демпинговать, чтобы потеснить Саудовскую Аравию на мировом рынке. Американская нефтеперерабатывающая компания Flint Hills заявила, что готова покупать местную сланцевую нефть, если ей доплатят по 50 центов за баррель.
Конечно, с лета прошлого года все прогнозировали снижение нефтяных цен после снятия санкций с Ирана и закладывали в котировки этого года определенный дисконт. Но самые пессимистичные прогнозы — в $40 — оказались чересчур оптимистичными. Эксперты просчитались с «иранским фактором».
Но цены на нефть — это не самое главное. Фондовые индексы США в пятницу, 15 января, закрылись в минусе. Европейские рынки также падают на фоне дешевеющей нефти.
Все это может закончиться новой Великой депрессией образца 1929 года, когда фондовые рынки США и Европы пережили биржевой крах, а обвальное падение цен на акции привело к катастрофе в экономике — тогда производство остановилось, и десятки миллионов людей оказались на улице даже без пособия по безработице.
Несмотря на то что это кажется фантастикой, сейчас история может повториться. Если сырьевые страны из-за низких цен на нефть резко сократят закупки американского и европейского оборудования, автомобилей, высокотехнологичных и других товаров, то США и ЕС также могут оказаться в «зоне риска» аналогичного жесточайшего экономического кризиса. Только Штаты ежегодно экспортируют около 20% произведенных легковушек и грузовиков. Примерно такие же объемы наблюдаются в странах ЕС. И это только одна статья дохода. Если продажи рухнут, то сократится и производство. Тогда Великая депрессия не за горами.
Впрочем, Мексика и Саудовская Аравия пытаются спасти положение. Они договорились о совместных действиях на рынке и намерены «сыграть важнейшую роль» в стабилизации цен на нефть. Стороны подпишут соглашение о сотрудничестве в нефтяной отрасли.
Впрочем, заявления Эль-Рияда расходятся с его конкретными шагами. Саудовская Аравия продолжает наращивать добычу и ежедневно выбрасывает на мировой рынок дополнительно 750 тыс. баррелей в сутки. Это главным образом и бьет по нефтяным котировкам.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, соглашаясь с отменой санкций против Ирана, Вашингтон в первую очередь преследовал политическую цель — добивался того, чтобы у Тегерана не было ядерного оружия. В ином случае на Ближнем Востоке возник бы сильнейший антиамериканский и антиизраильский игрок, тем более что иранцы добились больших успехов в создании собственного ракетного оружия. «Кроме того, в США достаточно много мелких нефтяных компаний. Крупные игроки переживут эпоху низких цен. Мелким придется продавать бизнес. Поэтому такой расклад на руку основным американским нефтяным гигантам — они смогут задешево купить хорошие активы», — полагает эксперт.