Они
А теперь подробности. Если присмотреться к трем действиям мирового кризиса, то в первом повинна политика дешевых денег Федеральной резервной системы США, во втором – помимо слабой общей бюджетной конструкции еврозоны, те же дешевые деньги. Эстафету от ФРС принял ЕЦБ.
Давно известно, лекарство часто бывает ядом, все дело в дозировке. «Больным» США и Европе дешевые деньги помогли выйти из кризиса. Но наступило третье действие.
Да, здесь в центре событий Китай, проблемы его экономики и политика девальвации юаня. Но не только.
4 и 7 января в Китае останавливались торги из-за резкого падения котировок и панических распродаж. Но такое уже бывало. С середины июня до 8 июля 2015 года индекс Shanghai Composite потерял 35%. В Китае тогда предпринимались отчаянные меры: от вливания на фондовый рынок около 200 млрд долларов до арестов трейдеров, чиновников и даже журналистов, «виновных в панике» на биржах. Но тогда отзвук на американских рынках был куда глуше.
Что же изменилось? Изменилась политика ФРС. В декабре был совершен поворот к ужесточению кредитно-денежной политики. Хотя он был сделан весьма осторожно, тем не менее, это был сигнал. С одной стороны, сигнал к перетоку капиталов из развивающихся стран в США - но если бы дело ограничивалось только этим, фондовый рынок США не падал бы, а рос.
Есть другая сторона – появились контуры новой старой реальности, то есть возвращения экономики с облаков дешевых денег, которые расшатали основы эффективной экономики – рациональное использование имеющихся ресурсов и прежде всего рост производительности труда. Это возвращение имеет свою цену. Маршрут проходит через лопающиеся пузыри на фондовом рынке. Китай лишь первым их проткнул. В США же нового краха Lehman Brothers не будет, в частности, потому что рынок поддержат капиталы из развивающихся стран.
Мы
Теперь обратимся к России. Ключ наших проблем – цена нефти. Почему она нырнула так глубоко именно сейчас? В избытке предложения над спросом ничего не изменилось, о приближающихся иранских поставках известно давно. На практике изменилась все та же политика ФРС.
При чем тут цена нефти? Повышение ставки ФРС, а – главное – сам поворот в кредитно-денежной политике регулятора в сторону более дорогого доллара являются фактором удешевления нефти, точнее, стали толчком к ее снижению. Можно сказать иначе: в Китае и США главные болевые точки – лопающиеся пузыри на фондовом рынке, в России – лопнувший пузырь нефтяных цен, который был надут все теми же дешевыми долларами.
Где оно, очередное дно цен на нефть – этого аргументированно не скажет никто.
Какие отсюда следуют выводы, продемонстрировал Минфин, который готов на 10% сократить российский федеральный бюджет. Мера практически безальтернативная. Верить при текущих ценах (а нефть марки Urals упала ниже $30 за баррель) в то, что в 2016 году цена нефти в среднем составит бюджетные $50, уже не просто наивно, но и безответственно.
Можно задаваться вопросом, почему в эти $50 вообще поверили, почему в арсенале Минфина лишь секвестр – стрижка всех под одну гребенку, а не сохранение приоритетов, которые помогли бы экономике, но ситуацию это уже не изменит.
Перспектива
Само по себе сокращение бюджетных расходов – это сокращение спроса. С учетом места государства в экономике это новое испытание. Позитив в том, что иначе – эмиссия и новый экономический хаос. Дополнительный позитив секвестра – поддержка курса рубля.
А вот вопрос, на который надо ответить обязательно: так за счет чего российская экономика может перейти в рост?
У правительства ответа нет. ЦБ делает вид, что вопрос вообще не к нему. А отвечать надо, иначе вся наша экономическая политика будет сродни секвестру, стрижке вовсе не модельной. Ответ – ключ к той экономической политике, которую следует проводить.
Прежние драйверы – углеводородный экспорт и потребительский спрос с задачей «вытянуть бегемота из болота» не справятся. Что же остается?
Ресурсы самих российских компаний. А они есть – за первые 9 месяцев 2015 года их чистая прибыль выросла на 29,7%. Этот рост наблюдается в добывающем секторе (+21,6%), в обрабатывающей промышленности (+55,3%), в розничной и оптовой торговле (+30,3%), в транспорте и связи (+17,2%), в сельском хозяйстве (+46,7%).
Именно корпоративный сектор, прибыли компаний могут стать драйвером роста.
Но для этого прибыли должны быть конвертированы в инвестиции. Чтобы это произошло, необходимо предъявить весомые аргументы. Они не исчерпываются традиционной суетой вокруг административных барьеров, необходимо доказать на практике рост защиты частной собственности, в том числе от посягательств многочисленных чиновников и силовиков. А это задача, которую должна решить в первую очередь судебная система. Без этого новая модель экономического роста не заработает.
Есть и альтернативы. Самая известная — программа советника президента, академика РАН Сергея Глазьева. С эмиссионным финансированием жестким административным контролем индикативным планированием и видами на мобилизационную модель экономики. Это ставка не на компании, а на государство.
Надо выбирать. И курс, и реформаторов. В правительстве их не нашлось. Стоит вспомнить вброшенную в конце декабря агентством Bloomberg информацию о том что и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев провели встречи с Алексеем Кудриным Если речь шла о возможном возвращении Кудрина во власть, это значит, что поворота к «глазьевской» модели не будет. Но справится ли Кудрин с ролью главного реформатора?
Бюджетную сферу он уже реформировал, сделает это и еще раз, проведет и повышение пенсионного возраста. Но для роста экономики, для превращения прибылей российских компаний в новые инвестиции этого недостаточно. Нужны в том числе и политические реформы. Кудрин это прекрасно понимает: еще в июне 2015 года он не исключал своего возвращения во власть, но подчеркивал, что условием этого является проведение реформ в том числе политических. Годы во главе Комитета гражданских инициатив он вряд ли зачеркнет.
Своей отставкой Кудрин доказал, что у него есть позиция и твердый характер. Правда, продемонстрировал он их тогдашнему президенту Медведеву, а теперь ему предстоит их демонстрировать президенту Путину.
Итоги переговоров Кудрина с первыми лицами российского государства неизвестны. Зато известно, что реформы России совершенно необходимы. Как и реформаторы.