«Черная душа» нефти
Конечно, первый и основной фактор, который рушит рублевые котировки, — это стоимость углеводородного сырья. В России, наверное, только младенцы не знают, что падающая цена барреля (с лета 2014 года она снизилась со $114 до $31) напрямую влияет на курс «деревянного».
При низких ценах Россия получает меньше экспортных доходов. Соответственно, снижаются доходы бюджета. Сокращается индексация заработных плат. Люди начинают экономить, падает потребительский спрос, снижается прибыль у самого широкого сектора предприятий, начинаются сокращения рабочих мест, что опять же отрицательно влияет на спрос. Наблюдается так называемый «эффект спирали».
Расходы растут, доходы снижаются
Вторым немаловажным фактором, который может привести к окончательной гибели российской валюты, является соотношение доходов и расходов как государства, так и населения. С одной стороны, за последние 12 лет государственные расходы, например социальные, а также на военную и правоохранительную деятельность, существенно выросли.
На армию, милицию и других силовиков в 2004 году выделялось около 27% бюджета (что также считалось довольно много: в 2003 году было чуть более 18%). Несмотря на то что каждый пятый рубль госрасходов в бюджете-2016 засекречен, по неофициальным данным, шесть из каждых 10 рублей расходов будут направлены на социальную помощь, оборону и работу правоохранительных органов, и только 2 рубля пойдут по разделу «Национальная экономика».
В результате доходы государства сокращаются. Дефицит бюджета в этом году составит не менее 3% ВВП. Но это по предварительным прогнозам. Учитывалась нефть в $50 за баррель. Теперь же речь может пойти о дефиците в 5–6% ВВП.
Кроме того, в 2004 году МРОТ составлял 600 рублей, а сейчас он превышает 6,2 тыс. рублей. И хотя средние заработные платы с 2004 года выросли с 6,7 тыс. до 30 тыс. рублей, теперь те же самые 30 тыс. совсем не те 30 тыс., которые были 12 лет назад. За это время цены на потребительские товары выросли в 2,5–3 раза. Как уже говорилось, людям приходится элементарно меньше тратить. Население уже давно предпочитает скупать доллары и евро и хранить их «под подушкой» (или, по крайней мере, в банке), что опять же подогревает курсы валюты и бьет по рублю.
Политика «гибкого», но «низкого» рубля
Нельзя забывать и о решении ЦБ отпустить «деревянный» в свободное плавание в ноябре 2014 года и перестать поддерживать его валютными интервенциями.
Зачем интервенции были нужны? В том же 2004 году и позднее бывали моменты, когда котировки нефти резко падали, а доллар рос. Тогда Банк России выбрасывал на рынок определенные валютные объемы (как говорят биржевики, от $300 млн до $1 млрд). Это приводило к увеличению стоимости рубля. Но тогда цены на нефть все-таки в целом росли, и деньги на такие операции у государства имелись.
Но в ноябре 2014 года ЦБ отпустил рубль в свободное плавание, и отказался от интервенций, и при падающих нефтяных котировках предпочел экономить золотовалютные резервы. В принципе это оправданно, но рублю на пользу не идет.
Лишним доллар не бывает
Четвертым фактором, влияющим сейчас на курсовую волатильность рубля, является отказ государства в 2006 году от требования к компаниям продавать определенную часть валютной выручки. Эту меру ввели в 1991 году. Тогда она была необходима, поскольку валютный рынок был крайне нестабилен, а ЦБ почти не имел резервов. Инфляция стремительно росла. Поэтому только такие экстренные меры могли предотвратить утечку денег из страны.
В 2006 году положение наладилось, и от требования продавать до 50% валюты отказались. В том же взятом за пример 2004 году Россия экспортировала примерно 240 млн тонн нефти, что принесло компаниям почти $55 млрд. Нетрудно подсчитать: внутреннему валютному рынку из этой суммы досталось тогда более $27 млрд в качестве обязательной продажи валютной выручки.
В 2015 году доходы от экспорта российской нефти составили $80 млрд (пока не подсчитанная, но самая оптимистичная сумма, полученная по большому счету посредством серьезного увеличения экспортных поставок углеводородов за последнее десятилетие). С одной стороны, государство получило больше налоговых доходов. Но отсутствие требования обязательной продажи валюты фактически не дало рынку права получить до $40 млрд. Это еще один удар по рублю.
Пресловутая торговая «война» с Западом
И, конечно, нельзя не упомянуть о западных санкциях, из-за которых многие отечественные компании потеряли возможность получать дешевые зарубежные, да и российские кредиты. В 2004 году отечественные банки столкнулись с серьезной конкуренцией на рынке кредитования крупных предприятий и компаний. Это привело к тому, что финансовые учреждения снизили процентные ставки по кредитам в среднем на 3–5% годовых по рублевым займам и на 2–3% — по валютным.
Другое дело сейчас. В декабре 2014 года ЦБ повысил ключевую ставку до 17%. Это привело к тому, что банковские ставки по кредитам скакнули выше 20% (в отдельных случаях доходило до 25%).
И несмотря на то, что ключевая ставка была поступательно снижена до 11%, в 2016 году эксперты прогнозируют, что банковские кредиты по валюте не опустятся ниже 16–17%.
Брать средства под такие проценты решатся далеко не все — ведь отдавать-то нечем. Поэтому продолжит снижаться и далее и уровень инвестиций. В первую очередь прямые иностранные. Уже в 2014 году их объем сократился на 70% — до $21 млрд. В 2015 году на фоне низких цен на нефть падение инвестиций и выданных кредитов продолжилось. По предварительным данным, только в нефтегазовый сектор объемы инвестиций снизились на 20–25%.
Что будет в 2016 году — пока остается догадываться. Все перечисленные факторы — в первую очередь низкие цены на нефть, отсутствие поддержки рубля и его постоянно падающий курс, дорогие кредиты, отсутствие инвестиций — говорят о дальнейшем снижении курса национальной валюты.
Очевидно, необходимы реформы, а нынешняя государственная экономическая политика не вполне отвечает реалиям. Что же предложит нам правительство, чтобы нынешний кризис не убил российскую экономику?