- Герман Сергеевич, примите наши поздравления с ответственным назначением!
- Спасибо! Можно, конечно поздравлять, а можно соболезновать (смеется). Но если всерьез, от таких предложений не отказываются. Тем более, когда Президент выразил доверие, предложив совместно реализовать программу развития интернет-экономики России, с которой я и коллеги обратились к нему на интернет-форуме. Скажу честно, для меня такой поворот событий был совершенно неожиданным.
- Судя по стенограмме той встречи, вы предложили Президенту программу интеграции интернета с реальным сектором экономики…
- Идеи интеграции интернет-сервисов с реальными секторами экономики мы с коллегами, руководителями крупнейших российских IT- компаний вынашивали почти два года. И сегодня стало очевидно, что если такая интеграция в ближайшее время не произойдет, то вся наша гордость интернет-сервисы: Яндекс, Рамблер, Майл.ру ( кстати, в Европе они остались единственные кто устоял под натиском), превратятся в «песок». Реально, конечно же они никуда не денутся, все останется как прежде, но иностранных конкурентов им будет уже не догнать. Совершенно очевидно, в мире наступает время интегрированных проектов, соединения возможностей мира глобальных электронных информационных сетей и реальных секторов экономики.
Два года мы пытались добиться, чтобы государство нас услышало. Такая настойчивость была не просто желанием устоять в конкурентной борьбе, а одним из случаев, когда применение новых информационных технологий в финансах и экономике может дать в результате не два, когда мы прибавляем один ко одному, не три, а сразу десять!
И в мире, и у нас в России тому уже есть немало примеров. Интернет-технологии в кратчайшие сроки привносят в экономику максимальную производительность труда и финансовую прозрачность, резко повышая капитализацию компаний. Для бюджета и Валового внутреннего дохода страны подобные последствия, без сомнения, станут очень сильным стимулом роста.
- Во время встречи с Владимиром Владимировичем Путиным, вы пообещали, что доходы от новых интернет технологий помогут российской экономике соскочить с «нефтяной иглы»…
- Я действительно употребил образное выражение, сравнив Интернет-технологии в экономике, с «новой нефтью», и от своих слов я не отказываюсь.
И то, что Президент предложил мне занять должность своего советника говорит о том, что предложения которые мы сформулировали на интернет-форуме, оказались актуальными. Тем более денег на реализацию программ, никто не просил. Это ведь проще всего попросить денег или наоборот, просто дать денег. Намного сложнее выполнить намеченное, когда речь идет о смычке различных отраслей экономики и интернет-технологий не только финансами, но и законодательными методами.
Президент наверняка подумал, что самостоятельно «пропихнуть» все эти инициативы на уровне парламента и правительства мы не сможем. И по стенограмме нашей встречи видно, что решение о создании должности советника по развитию интернета созрело во время обсуждения.
Послушав наши предложения, он сказал, «пожалуйста, давайте кто-то из вас в администрации этим и займется». Коллеги предложили мою кандидатуру…
Собственно реализация выдвинутых интернет сообществом предложений, интеграция IT-технологий с другими отраслями промышленности и сопутствующими этой задаче проблемами и будет той проблематикой, которой придется мне заниматься в новой должности.
- Если провести аналогию с интеграционными процессами происходящими в экономиках ведущих интернет-держав мира, какое место вы отвели бы России в этом своеобразном рейтинге технологий?
- На текущий момент мы находимся примерно в одной фазе. И Россия и остальной мир уже поняли каким будет интернет в ближайшем будущем. Глобальная информационная сеть превратится в «интернет вещей».
Все, что касается «мозгов»: программистов, разработчиков, на мой взгляд, - все шикарно, здесь мы среди лидеров и я не вижу вообще никаких проблем.
На уровне онлайн сервисов и поисковых систем мы также можем ими гордится. В сравнении с Гулом и Фейсбуком наши Яндекс, Майл.ру и другие, это примерно, как если сравнить «Майбах» и «Мерседес». Но ни в коем случае не ВАЗ старых моделей и современные автомобили.
Правда, при анализе аппаратной части, выясняется позиции у нас очень слабые. Все прекрасно, симпатично, до тех пор пока мы не стыкуем программные технологии с приборами, которые производим. И тут безусловно отставании колоссальное…
- В эпоху интернет-экономики появляются и новые финансовые инструменты, например кое-где на смену «одеревеневшему» нефтедоллару в мире предлагают крипто валюту биткоин. Не планируете и в России продвигать идею «золотого» электронного рубля?
- (Смеется) Все, что сейчас покупается и продается в интернете проходит, если быть юридически точным и так проходит через «электронный» рубль. Мы платим безналичными и вполне этим довольны, и никаких альтернативных планов типа биткоина быть не может. Не стоит забывать, что классические признаки независимого государства это прежде всего границы и деньги. Как только государство на свою территорию запускает деньги, эмитируемые неизвестно кем, подобная практика превращается из инструмента финансирования в фальшивомонетчество.
Но тем не менее в планах существует ряд мероприятий, которые в кратчайшие сроки позволят реальным отраслям промышленности показать эффективность соединения с интернет-технологиями.
В разработанном нами перспективном плане предусмотрены восемь «Дорожных карт» по разным направлениям промышленности и экономики. Вместе с ними идут порядка сотни инновационных предложений касающихся интеграции с новейшими интернет-технологиями. Конечно не все они будут приняты и реализованы. Но даже если в результате дискуссии с правительством мы потеряем 30 из них, то оставшиеся 70 сможем облечь в законопроекты и реализовать. Поверьте, через несколько лет мы проснемся в стране с совсем другой интернет-экономикой.
И если мы добьемся того, что хотим получить например от строительства, образования, медицины то сама отрасль интернет-экономики в перспективе имеет все шансы стать такой же системообразующей для бюджета страны, как сегодня «нефтянка».