«Мы можем спокойно пройти 2016 год, если правильно оценим итоги 2015-го», — уверена Татьяна Голикова. Что значит «правильно»? Надо срочно исправлять ошибки правительства, предлагает глава СП.
Не секрет, что кабинет министров, и прежде всего Минэкономразвития и Минфин, критикуют все кому не лень за явно несбыточные прогнозы. В первую очередь — цены на нефть. Так, в этот год средняя цена на «черное золото» не должна была упасть ниже $53 за баррель. При этом речь идет о российской марке URALS, североморская BRENT в этом случае должна стоить на 2–3 доллара дороже. Окончательных результатов по 2015 году еще нет. Но настораживает, что сейчас нефть провалилась значительно ниже $40 за бочку. И все независимые прогнозисты дружно утверждают, что она еще может упасть до $30–32. И уж во всяком случае в будущем году она не будет котироваться выше $40. А между тем в бюджет-2016, который 15 декабря подписал президент Владимир Путин, заложено целых $50 за бочку.
Что интересно, глава Минфина Антон Силуанов быстро отреагировал на данную ситуацию. Он предупредил, что при цене в $40 и ниже федеральный бюджет дополнительно не досчитается 1,5 трлн рублей. А значит, дефицит составит не 3% ВВП (2,4 трлн рублей), а почти 5%. Но Путин в последнем послании Федеральному собранию приказал не увеличивать дефицит выше 3%.
Силуанов поэтому предлагает вновь, как и в марте 2015 года, урезать все статьи бюджета минимум на 5%. А может быть, и больше.
«Хватит пугать население!» — требует от правительства Голикова. Она предлагает для начала дождаться всех окончательных результатов 2015 года — а это будет не ранее февраля 2016-го, отработать без ошибок. А то может получиться как в прошлом году — чохом срезали в марте всем министерствам и ведомствам 10% расходов, бюджетная отчетность при этом стала еще более запутанной, а в конце года многие из них получили из госкармана больше, чем вначале забрали. А надо было, как считает Голикова, дождаться итогов первого полугодия и уж потом принимать те или иные решения.
С инфляционными прогнозами та же петрушка. Но вот зачем, спрашивает Голикова, было упорствовать в очевидной ситуации, когда прогноз-2015 — 12,2%, явно не достижим? Уже к 1 декабря этот показатель был превышен на 0,1%. По итогам года — цены вырастут минимум на 13%. А на будущий год в бюджет заложили 6,4%. Разве это реально? Снизить в два раза инфляцию, считает Голикова, за год просто невозможно, тут «куда более длительный тренд». Так кого мы обманываем?
И, наконец, главный вопрос нынешнего кризиса — где взять деньги как на социальные расходы, так и на перезапуск развития? Силуанов упирает на повсеместное урезание расходов и вообще экономию. Голикова — на борьбу с коррупцией. И где ее больше всего, она также не скрывает — в госзакупках и строительстве. Правда, в чисто бюджетных закупках, которые регулируются 44-м ФЗ, есть, по данным аудиторов СП, положительные подвижки — растет экономия и число поставщиков — до почти 3 по каждой сделке. Но вот госкомпании не спешат все делать по своему 223-му ФЗ. В половине случаев — всего лишь один поставщик. И вместо экономии рост издержек — под 200 млрд рублей к концу этого года. Кроме того, СП выявила массу случаев ухода тех или иных госзаказчиков из-под юрисдикции обоих законов. Издержки бюджета растут, эффективность падает. На эту тему в начале 2016 года президент получит от СП соответствующий доклад. Решения могут быть жесткими. Иначе ситуация с космодром «Восточный», на строительстве которого были украдены сотни миллиардов, может повториться.
Так что деньги на нужные расходы в 2016 году найти будет можно. Даже без излишних трат из Резервного фонда. Так считает Голикова.