Газета «Наша версия» провела расследование и выяснила, что помимо «Газпрома», который уже понес энные потери на прекращении совместных газовых проектов с Турцией, ответные санкции могут больно задеть компанию ЛУКОЙЛ, которая всегда чувствовала себя в Турции комфортно. ЛУКОЙЛ действует на турецком топливном рынке с 1998 года, с 2006-го занимается розничными продажами. А с 2008-го, когда на турецкий рынок вышла «дочка» ЛУКОЙЛА Lukoil Eurasia Petroi A.S., компания обзавелась также сетью заправок крупного оператора АЗС «Акпет», на которого приходится 5% турецкого розничного рынка нефтепродуктов.
Активы «Акпет» в Турции включали около 700 АЗС, пять хранилищ СУГ, три заправочных комплекса авиатоплива, завод моторных масел, восемь нефтепродуктовых терминалов, шесть из которых могут осуществлять морскую перевалку и три соединены нефтепродуктами с НПЗ компании «Тюпраш» (Tupras). В результате этого приобретения розничная сеть ЛУКОЙЛ за рубежом увеличилась на 18%. Кроме того, ЛУКОЙЛ контролирует еще около 20-ти юридических лиц в Турции.
Понятно, что для того, чтобы выйти на турецкий топливный рынок, компании, скорей всего, пришлось наладить тесные связи с кланом Эрдогана. Ведь именно топливная сфера является зоной особого интереса семьи президента Турции. То,, что турецкий рынок — очень выгоден ЛУКОЙЛУ, доказывает кадровая политика компании. Во главе турецких филиалов стоят люди довольно значимые. Генеральным директором Lukoil Eurasia Petroi A.S. (главой Евроазиатского межрегионального объединения) является Александр Терлецкий, ранее занимавший пост первого заместителя гендиректора ООО «ЛЛК-Интернешнл». Председателем правления компании, как полагает «Наша версия», видимо, является Вадим Воробьев, вице-президент по координации сбыта нефтепродуктов ЛУКОЙЛА, бывший президент ОАО НК «Норси-Ойл», который в свое время курировал перевод государственного нижегородского НПЗ под контроль Вагита Алекперова.
Работая на турецком рынке, ЛУКОЙЛ, вольно или невольно, мог использовать на своих заправках топливо с турецких заводов, перерабатывающих контрабандную нефть. Не исключено, например, что нефтепродукты им поставляла компания «Тюпраш», у которой с ЛУКОЙЛОМ есть совместные логистические проекты по хранению и транспортировке нефти. А как следует из данных Минобороны РФ, один из НПЗ «Тюпраш», расположенный в селе Батман в 100-150 км от границы с Сирией и Ираком, был задействован в схемах переработки нефти, которую террористы из ИГИЛ поставляют из Сирии.
Прежде совместный российско-турецкий бизнес вполне вписывался в атмосферу наших общих добрых отношений. Но после того, как президент РФ подписал указ о введении санкций в отношении Турецкой республики, многим бизнесменам придется свернуть свою деятельность с фирмами, прямо или косвенно связанными с кланом Эрдогана. А продажа нефти и нефтепродуктов, напомним, является семейным делом президента Турецкой республики. И совершенно не ясно, как в этих условиях будет действовать бизнесмен Вагит Алекперов, ведь на кону, с одной стороны — миллиардные прибыли, а с другой — национальная безопасность России. Пока же зарубежные СМИ сообщают, что нефтяной олигарх Вагит Алекперов приобрел в Стамбуле престижный отель “Edition Hotel” и отель в Бодруме. Из чего иностранные журналисты делают вывод, что Алекперов, возможно, не признает российские санкции, введенные против Турции из-за сбитого СУ-24.