Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) на саммите в Вене (которого ждали и на которое надеялись производители «черного золота») приняли абсурдное для себя решение — они повысили квоту на добычу нефти на 1,5 млн баррелей в сутки до 31,5 млн, хотя большинство участников рынка ждали ее снижение на те же 1-1,5 млн.
При этом, по данным Bloomberg, в этот увеличенный лимит не включена добыча Индонезии – около 800 тыс баррелей.
После этой новости цены на нефть и курс рубля пошли вниз. Так, стоимость «бочки» Brent упала на 1,7% — до $43.
Чем же руководствуются члены ОПЕК? За полтора года цены на нефть упали практически в 3 раза. Если в середине 2014 года баррель стоил примерно $115, то сейчас его стоимость доходит до $43.
Причины очевидны. Принимая решения о квотах на добычу, некоторые из стран ОПЕК их не выполняют. В условиях мирового финансового кризиса, потребление энергоресурсов падает — тот же Китай или Турция снизили заявки на экспорт углеводородов: российский проект газопровода «Турецкий поток» фактически провалился, а газопроводы в Поднебесную — «Сила Сибири» и «Алтай», хотя к их реализации уже приступили, могут и не быть пущены в готовность в заявленные сроки. Зарубежные покупатели российского сырья могут частично отказаться от его экспорта, и, хотя такая ситуация предполагает штрафные санкции, они могут быть оговорены в европейский судах, как это сейчас и происходит с Украиной.
Кроме того, отсутствие решения связано в том числе с неопределенностью возвращения Ирана на рынок. Сколько эта страна будет экспортировать «черного золота», до сих пор не ясно.
Понятно одно — ОПЕК бьет по ценам. В первую очередь, его центровой участник — Саудовская Аравия. По словам руководителя направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никиты Масленникова, есть несколько причин объяснения решению об увеличении добычи, хотя было бы гораздо логичнее ее снизить. «ОПЕК просто легализовали добываемые в настоящее время объемы — не для кого не секрет, что сейчас страны картеля добывают гораздо больше заявленных квот. Не менее, чем на 1 млн баррелей в сутки (по некоторым данным — более тех же 1,5, млн — «МК»), — говорит эксперт. Именно поэтому котировки и падают.
Но теперь котировки могут прогнуться еще сильнее — до $40, а то и ниже, учитывая, что неконтролируемые поставки сырья с территории ИГ (запрещенная в России террористическая организация), только подливает масло в огонь — его контрабандный экспорт пусть и не так сильно, но снижает общемировой стоимостной уровень.
Но это еще не все. Как отмечает аналитик «Альпари» Анна Кокорева, в ОПЕК вступила Индонезия. «Это дополнительные объемы добычи. Хотя в картеле говорят, что новая квота не учитывает добычу Индонезии, работать в рамках старой схемы ОПЕК не может».
По мнению Никиты Масленникова, в ближайшее время решение ОПЕК может обвалить нефтяные котировки до $40. Однако, поскольку мировой рынок уже протестировал такое развитие событий, спустя некоторое время выравняются и при оптимистическом сценарии окажутся на уровне $50-55.
По словам Масленникова, цены в $40, будут шоком для России, но не окажутся критичными для добывающих компаний. А вот для пополнения суверенных фондов это станет крайне неприятным исходом. Пополнять их будет нечем, а средства оттуда черпают ковшами.
- Интересно другое, - говорит эксперт, - Таким решением ОПЕК окончательно расписывается в том, что не является реальным и действенным регулятором нефтяного рынка. Это подвергает положение вещей — тогда возникает вопрос, необходимо ли существование этой организации?
Тем не менее, будет ли продолжать такую политику, которая, судя по всему, продиктована либо личными интересами определенных участников ОПЕК, либо неких западных инвесторов.
«Искусственное снижение цен на нефть не выгодно Саудовской Аравии. По итогам этого года дефицит бюджета этой страны может составить до 18-20% от ВВП. Общий дефицит стран ОПЕК грозит достигнуть до 12% от их ВВП. Придется занимать на внешнем рынке до $1 трлн. в 2016 году», — отмечает эксперт. Тогда внешние долги Эль-Риада превысят $40 млрд», — указывает Масленников, - Но есть законная мысль — нужна ли тогда ОПЕК по сути? Если картель не влияет на нефтяные цены, то зачем нужны такие заявления и такие заседания?».