В качестве «нефтяных» путей Минобороны указало три. Первый – самый западный – берет начало из сирийского месторождения в Манбидже и ведет в турецкий Дертийол. По второму, северо-восточному, направлению нефть из станций в сирийской провинции Дейр-эз-Зор проходит через Камышлы, который находится на сирийской территории, и идет в турецкий район Батман. Третий, восточный, ведет из северного Ирака в район турецкого Джизре. В качестве допматериала опубликованы спутниковые съемки, на которых видно скопление грузовых машин, предположительно перевозящих нефть, на турецко-сирийской границе.
Опрошенные «МК» эксперты пояснили, что не все направления выглядят правдоподобно. «Карта нарисована очень условно, но топливное направление через КПП «Джильвегёзу» (район Рейханлы) и КПП «Азаз», которое идет вдоль южных и восточных границ курдского кантона Африн (западное направление – авт.) является действующим», – пояснил «МК» член Национального конгресса Курдистана Фархат Патиев, отмечая в то же время, что это направление, по данным самих курдов, используется также в других жизненно важных для ИГИЛ целях.
Другой аналитик в разговоре с «МК» отметил, что наиболее вероятным является самое восточное направление, которое пролегает через северную часть Ирака. «Эта нефть легализовывается в Иракском Курдистане, – заявил «МК» тюрколог, доцент Санкт-Петербургского университета Александр Сотниченко. – Это довольно просто сделать: Иракский Курдистан является территорией, признанной де-юре как автономия, но де-факто это государство, которое обладает всеми его признаками, кроме международного признания. Там можно легализовать все, что угодно».
«На турецко-иракской границе есть все необходимые таможенные пункты, а вот с границей между Сирией и Ираком все гораздо сложнее, – рассказывает Александр Сотниченко. – ИГ контролирует районы как Сирии, так и Ирака. Разумеется, между этими районами никакой границы не существует. Бензовозы вполне могут идти через сирийско-иракскую границу, затем они въезжают на территорию Иракского Курдистана без всякой таможни. Почему? Потому что формально это все территория Ирака. Кроме того, думаю, есть определенные договоренности между ИГ и властями Иракского Курдистана, чтобы они за какую-то плату пропускали эти бензовозы. Далее они легализуются как курдские и поставляются в Турцию».
Недавно официальный представитель Госдепа США Марк Тонер отверг сообщения, что турецкое правительство находится в сговоре с ИГ для покупки «черного золота», однако не исключил, что нефть на турецкую территорию все равно поступает через контрабандистов и посредников, о чем неоднократно писали западные издания. Само министерство обороны России утверждает, что бензовозы с «джихадистским» топливом маскируются под обычные фуры.
«Не надо зацикливаться на ИГИЛ. Помимо него, есть несколько посредников, – поясняет «МК» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Иванов. – Совсем недавно было сообщение, что по указанию главы Иракского Курдистана Барзани было арестовано около 400 жителей области по обвинению в посредничестве в сделках по переброске контрабандной нефти. Это общеизвестно. Сирийские власти и сами не отрицают, что они заправляют танки и автомашины нефтепродуктами с территорий ИГИЛ. Представление, что ИГИЛ берет и продает Турции, Сирии и Ираку, примитивно… ИГИЛ воюет, а добывает, продает и перевозит нефть местное население. Оно может быть и сирийское, и иракское, и турецкое. Это контрабандный бизнес, но им занимаются уже давно».
«Власти Сирии и Ирака долгое время не контролируют границу с Турцией, – также заявил «МК» Станислав Иванов. – Власти Турции, в свою очередь, ее контролируют избирательно. Граница прозрачная, и турецкие власти не заинтересованы в ее контроле. Через нее можно проехать и обычным гражданам, и боевикам». По мнению аналитика, границу между Турцией и Ираком, Турцией и Сирией нужно было давно укрепить при помощи миротворческих сил. Недавно за это выступили главы американской и российской дипломатии.