МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Платон» мне друг, но деньги мне дороже

Транспортный налог всегда отдавали на откуп частникам

Почему дорожают товары и продукты? Не только из-за падения курса рубля и других экономических перипетий. Чуть ли не главным фактором роста цен является стоимость их доставки до прилавка. Так было и в прошлом. Не зря наши предки говорили: за морем телушка — полушка, да рубль перевоз. Еще одна философская закономерность: слова «дорога» и «дорого» являются однокоренными. Дабы доставить товар до адресата, как в Древней Руси, так и на том же Западе нужно было заплатить местным управленцам — княжествам или частным откупщикам. Это было оправданно. Купцов при сборе таких «налогов» грабили реже, чем обычно, да и дороги, по которым товар доставлялся, были гораздо лучше, нежели лесные просеки. Вот и сейчас российское правительство намерено отдать дороги, оказавшиеся такими «дорогими» для населения, на откуп частной компании «Платон». Именно она уже начала взимать неподъемные сборы с тяжеловесных фур.

Фото: Наталия Губернаторова

В любой стране налоги, таможенные и государственные сборы (например в загсе или нотариальных конторах) взимают только государственные структуры.

Другое дело, что даже госструктуры часто не могут разделить между собой налоговый пирог. В начале 2000-х годов существовал единый социальные налог (ЕСН), который аккумулировал пенсионные и медицинские средства и социальные отчисления в соответствующие государственные фонды.

Налоговики усердно считали и собирали этой налог. Затем все изменилось. Каждый госфонд сам обязан справляться со своими финансовыми обязанностями.

Большинство предпринимателей считают, что это нововведение оказалось неудачным. И, самое главное, чересчур дорогим. Поэтому они и требуют возвращения под лоно налоговиков, в том числе и по социальным платежам.

Так кому надо платить, чтобы ездить по качественным дорогам, как в Европе?

Российское правительство уперлось, что главные сборы нужно платить компании «Платон», которая, как сообщают СМИ, на самом деле принадлежит братьям Роттенберг и в своем бизнесе ориентируется на высших чиновников Российского государства.

Кто-то спросит: при чем здесь частный бизнес? Ведь он не имеет права собирать налоги! Кто-то ответит: ведь речь идет всего лишь о транспортных сборах, которые в размере 40 млрд рублей в год должны направляться на ремонт дорог.

Такая практика в истории уже существовала.

Французский министр финансов Кольбер в годы правления «короля-солнце» Людовика XIV широко применял так называемые винные откупа. Это означало следующее: французские частные торговцы платили «бешеные авансы» своим королям. После чего в тех или иных провинциях они же продавали вино по резко завышенным ценам. Разница в цене составляла сотни процентов. Не случайно через 100 лет французская монархия пала.

Схожая ситуация происходила и с российской экономикой. В XVII веке воеводы, назначаемые в тот или иной уезд, собирали с вверенного им населения все что хотели — вплоть до «последней нитки». Воеводы были тогда сутью государства, поэтому и брали большую часть денег «на собственное кормление». Брали плату и с телег, нагруженных полезной продукцией, например мясом, птицей и холстами. Но госказне зачастую доставалось по минимуму. Не случайно Петр Великий эту систему сбора податей отменил и все сделал по европейскому образцу — все налоги и сборы собирают государственные органы. Иначе те или иные бояре и князья оказываются слишком близко к казенным деньгам. Сразу ему это сделать не удалось. Но с тех времен осталась поговорка: брать по чину. То есть если и брать взятки, то большую часть отдавать государству.

Пока опять не получилось.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах