Островецкая АЭС — один из самых эффективных примеров функционирования Союзного государства Белоруссии и России. О результатах других совместных программ можно долго спорить. А тут — все наглядно. С тех пор, как в 2008-м году Белоруссия приняла решение, что собственная АЭС ей необходима, колесо закрутилось. «Мы должны построить за оптимальные сроки, не растягивая их, но и не в ущерб безопасности, оптимально дешевую станцию. Такая договоренность была достигнута с российской стороной». — говорил тогда Александр Лукашенко. «Мы поступаем правильно, что строим такое мощное предприятие. Если нация хочет развиваться, то нужно идти вперед, осваивая новые проекты. Строительство БелАЭС позволяет продвинуться по многим направлениям» - говорит он сейчас.
С российской стороны в проекте задействовано сразу несколько крупных структур. Обязанности генерального подрядчика возложены на АО «Атомстройэкспорт». Для строительства первой белорусской АЭС выбран проект «Санкт-Петербургского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института «Атомэнергопроект». Белорусы остановили внимание именно на нем, поскольку этот проект отличается повышенными характеристиками безопасности и технико-экономическими показателями. Основными его преимуществами являются высокая степень защиты, обеспеченная за счет использования независимых каналов активных и пассивных систем безопасности. Корпуса реакторов производятся на волгодонском заводе «Атоммаш». Оборудование для АЭС будет поставлять нижегородское КБ «Африкантов». А само строительство и введение в строй станции осуществляется силами Нижегородской компания «Атомэнергопроект»( НИАЭП), которая является одной из крупнейших компаний в своей отрасли, на долю которой приходится более 30% глобального рынка сооружения АЭС по всему миру. Именно эта компания строила всемирноизвестную атомную станцию в иранском Бушере. Специалистов же для будущей станции будут готовить на базе Нижегородского Государственного Технического Университета имени Алексеева.
Как видим, большинство российских структур, задействованных в проекте, сосредоточены именно в Нижнем Новгороде. Это и не удивительно: область давно и по праву считается «регионом атомщиков». Поэтому именно в Нижний Новгород при помощи Постоянного комитета Союзного государства был заброшен «десант» белорусско-российских журналистов — для изучения возможностей БелАЭС. Основные вопросы, которые интересовали корреспондентов двух стран — как продвигается строительство, кто будет работать на будущей станции и насколько она безопасна. Можно сказать, что на все эти вопросы ответы были получены.
В НИАЭПе, которое и занимается возведением станции, журналистов познакомили с инновационной системой управления проектами по сооружению сложных инженерных объектов — Multi-D, которую опробуют в ходе строительства БелАЭС. Суть методики заключается в том, что сначала станцию «строят» в виртуальном пространстве, просчитывая, сколько времени и материалов нужно для каждого определенного этапа строительства. В основе — 3Д-модель объекта. А потом остается выстроить графики поставок материалов и оборудования, а так же порядок и сроки выполнения работ, раздав четкие задания строителям и наладчикам. Система позволяет более эффективно управлять таким параметрами, как бюджет, сроки и качество. Электронный документооборот позволяет сократить сроки поставок материалов и избежать простоев. А электронное «табло прилета» оборудования дает возможность поставщикам видеть, когда и какой агрегат они должны поставить. А заказчик имеет возможность наблюдать, где какая деталь в данный момент находится...В свою очередь, генподрядчик отмечает, что белорусская сторона все делает четко. «На строительстве БелАЭС все делается правильно — чистота, культура производства» - говорит старший вице-президент по проектированию НИАЭП Юрий Иванов. Так что строительство АЭС идет согласно плану, без перебоев, и даже с некоторым опережением графика.
Хотя до введения первого энергоблока в эксплуатацию еще три года, уже сейчас встает вопрос — кто будет работать на АЭС? По словам ректора Нижегородского Технического Университета, в первое время на станции будут трудиться российские спецы. А белорусские специалисты для допуска к работе на АЭС должны будут пройти переподготовку. Это они могут сделать на базовой кафедре Университета. Сегодня все студенты-инженеры НГТУ проходят обучение на базовых кафедрах, которые являются специализированными учебными площадками, . связанными с определенными предприятиями по выбранной специальности. По сути, это стажировка без отрыва от учебного процесса. Многие выпускники по окончании ВУЗа уже точно знают, где и как они будут трудиться в дальнейшем. Белорусским специалистам то же предложат пройти такую учебу-стажировку в НГТУ,
Ну и главный вопрос, который при упоминании АЭС беспокоит всех и всегда — насколько станция безопасна? Начальник управления разработки "Научно-исследовательского института измерительных систем имени Седакова" (НИИИС) Сергей Харченко, чье предприятие будет создавать и поставлять автоматизированную систему управления технологическим процессом (АСУ ТП) для Белорусской АЭС, уверяет, что российская система относится к высокому классу безопасности. Она обладает повышенной стойкостью к механическому воздействию, учитывает возможности «человеческого фактора», обладая возможностью безопасного отказа систем. Сама станция строится с учетом печального опыта Фукусимы. Проект АЭС-2006 нового поколения «три плюс» полностью соответствует мировым стандартам в области ядерной безопасности. «Проект « три плюс» учитывает и позволяет не допустить всех последствий Фукусимы, в нем полностью реализован принцип единичного отказа: если отказала одна система, а вторая находится в ремонте, то всегда есть система, которая выполнит все необходимые функции. При этом, если система не выполнит возложенные на нее функции, то включается пассивная система, которая переведет реакторную установку и блок в целом в абсолютно безопасное состояние» — рассказал вице-президент по проектированию НИАЭП Юрий Иванов.
На 59-й Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии Белоруссия представила экспозицию Островецкой АЭС. Станция еще не запущена, а страна уже уверенно позиционирует себя как член МАГАТЭ. Так что Литва зря возмущается и грозит санкциями: процесс перехода Белоруссии к ядерной энергетике, похоже, необратим.