МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Все тайны «Когалымавиа»: катастрофу мог спровоцировать хвостовой удар

Первопричины трагедии на Синае, возможно, следует искать в событиях 14-летней давности

О большинстве авиакомпаний в России мы узнаем, когда случается катастрофа. До этого момента вроде бы все благополучно — самолеты летают, пассажиры не жалуются, государство бдит. Но «золотое» правило чиновника — главное не работать, а создавать видимость, - увы, действует и в авиации. Давайте посмотрим, что из себя представляет авиакомпания «Когалымавия», чей борт разбился на Синае. И попробуем понять, почему вообще роковой рейс А321 был возможен.

Фото: alarabiya.net

Первые перелеты «Когалымавиа» начала в 1993 году. Вначале ее клиентура была однообразной — это были нефтяники и газовики, а также все, кто был связан с добывающей отраслью. Авиапарк компании составляли два самолета — Ту-134 и Ту-154, а основные рейсы совершались туда-обратно между Когалымом, Сургутом, Нижневартовском и, естественно, Москвой. В другие города — Анапу, Баку, Волгоград, Киев, Минеральные воды, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи — возили реже, когда накапливалось достаточное количество заявок. Несколько самолетов «Когалымавиа» вместе с экипажами сдавались в аренду авиакомпании и выполняли полеты в Иране.

Не странно, что первые владельцы «Когалымавиа» были тесно связаны с ЛУКОЙЛом (собственно, аббревиатура ЛУКОЙЛ расшифровывается как Лангепас, Урай, Когалым — самые крупные на тот момент регионы добычи компании). Но потом авиаперевозчик перешел в другие руки. По данным российских и зарубежных интернет-изданий «Когалымавиа» теперь принадлежит «Западной авиационно-инвестиционной компании» (ЗАИК). Эта структура специализируется на таких видах деятельности, как аренда транспортных средств, услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию насосов и компрессоров, прочих машин специального назначения.

Крушение российского самолета А321 в Египте: кадры с места трагедии

Смотрите фотогалерею по теме

У ЗАИК отлично просматривается кавказский след. Компанией владеют предприниматели Амирбек Гагаев, Бувайсар Халидов (по 27,8% долей) и Хамит Джанкут Багана (44,4%). Последний имеет подданство Турции и более 35 лет занимается турибизнесом. Причем, состоит в акционерах крупнейшей турецкой частной авиакомпании Onur Air, в которой ранее и летал разбившийся A321.

Перелом в истории «Когалымавиа» случился в 2009 году. Компания закупила самолеты Airbus A320 и A321, а в конце 2011-го вовсе прекратила эксплуатировать «тушки». В мае 2012 года «Когалымавиа» провела ребрендинг и стала назваться MetroJet. С чем это было связано — не ясно. Но, по неофициальной информации, которая распространяется в кругу специалистов авиабизнеса, такое решение было сделано в связи с интересами одного из партнеров «Когалымавиа» — туроператором BRISCO, которым, как говорят на рынке, является Висхан Табулаев. Он же руководит и ЗАИК, офис которой находится в том же бизнес-центре, что и MetroJet. Любопытно, что BRISCO поменяло свое название с Lagina Travel (так BRISCO называлось с момента основания в 2004 году) в том же 2012 году, когда «Когалымавиа» стала MetroJet. Также стоит отметить, что трагический рейс Шарм-аль-Шейх — Санкт-Петербург выполнялся по заказу Brisco. Его владелец Висхан Табулаев одновременно руководит «Западной авиационно-инвестиционной компанией».

Столь тесный сплав авиации с турбизнесом встречается в мире сплошь и рядом. И в нашем случан туроператор и перевозчик имеют общих бенифециаров. В данном случае, это уже упоминавшийся нами Багана и уроженец Чечни Исмаил Лепиев. Их общий офис, возможно, видели не раз любители антальских пляжей: вычурная коробка из стекла и бетона под вывеской Prince Group. Туристическая составляющая холдинга в лице Лепиева именуется ЗАО «Туризм холдинг и консалтинг» (в эту систему входит и туроператор BRISCO)

Всего в авиапарке компании MetroJet до последнего времени насчитывалось 10 самолетов: два Airbus A320, семь A321 и один Canadair Challenger 850 (это один из из крупнейших бизнес-бортов, позволяющий перевозить от 13 до 19). Средний возраст самолетов — 14 лет.

Разбившемуся A321 было 18 лет. Он был зарегистрирован в Ирландии. Его сертификат летной годности был действителен до марта 2016 года. Первые несколько лет он совершал перелеты в рамках ливанской авиакомпании Middle East Airlines, потом — в саудовской Saudi Arabian Airlines, затем в турецкой Onur Air (вспомним о Хамите Джанкуте Багане — крупнейшем совладельце ЗАИК) и наконец сирийской Cham Wings Airlines.

Здесь будет уместно протицировать интервью заместителя гендиректора ТхиК Зелимхана ЗАРМАЕВА двухлетней давности порталу «Библио глобус». В нем как раз идет речь о аэробусе, чей полет трагически прервался в субботу утром.

- METROJET, для того чтобы выполнить свои обязательства перед пассажирами в туристический сезон, взяла в лизинг в Ирландии два самолета AIRBUS А-321-200, подав в компетентное ведомство все необходимые документы для сертификации воздушных транспортных средств. Ведомство, в свою очередь, не допустило аэробусы к полетам, предъявив требование оборудовать воздушные суда датчиками обледенения. Но данное требование не обоснованно.... Поскольку воздушные суда уже были сертифицированы в Ирландии, оформление их российским ответственным ведомством должно было стать чисто формальной процедурой. Однако мы столкнулись с бюрократической проволочкой, пострадали от которой, в конечном итоге, пассажиры нашей авиакомпании.

Пассажиры и правда пострадали — ряд рейсов пришлось отложить. Для авиакомпании, признанной в 2012 году «самой пунктуальной», неприятность и правда нерядовая. К сожалению, заботясь о пунктуальности, сами авиаторы похоже периодически забывали о безопасности. По крайней мере, неприятности у «Когалымавиа» случались неоднократно, причем, иногда с летальным исходом. В январе 2010 года иранском аэропорту Мешхед у его самолета Ту-154 при посадке (которая была произведена достаточно грубо) сломались стоки шасси и частично отрывалось хвостовое оперение. Около 40 человек получили ранения, а аварию связали с неблагоприятными погодными условиями.

Весной того же года в аэропорту Домодедово аварийно сел Аirbus A320», летевший в Хургаду. Причиной стали неполадки в гидросистеме. На борту авиалайнера сработала сигнализация, предупреждающая о низком уровне давления в системе. Командир воздушного судна принял решение о возвращении в аэропорт для обеспечения безопасности судна.

В начале 2011 года Ту-154Б-2 авиакомпании «Когалымавиа», выполняя рейс Сургут-Москва, сгорел в аэропорту Сургута. Пожар произошел в хвостовом отсеке самолета во время руления. Взорвался один из топливных баков и сгорел весь фюзеляж. В результате трое погибло, а 40 человек получили травмы. Подробнее об этом — в соседнем материале устами лидера группы «На-На» Бари Алибасова.

И наконец 31 октября 2015 года. Airbus A321, следовавший по маршруту Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, разбился в 100 км от Эль-Ариша в Египте. Основной версией крушения — техническая неисправность. Так ли это, покажет расследование.

Ну а пока Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выдала предписание «Когалымавиа» о приостановлении полетов самолетов А321. По данным «Интерфакса», до 2 ноября компания должна оценить состояние «Аэробусов» и все риски, связанные с их полетами.

Но вот поможет ли это — большой вопрос. По некоторой информации, разбившейся самолет почти 15 лет назад, 16 ноября 2001 года, попадал в аварию в аэропорту Бейрута. Тогда он эксплуатировался ливанской MEA. Он получил «хвостовой удар» или «тэйлстрайк» на взлетно-посадочной полосе. Прошел ремонт, затем совершал перелеты на саудовских направлений, сирийских и российско-турецких линиях.

Только что такое «хвостовой удар»? Одно из самых страшных «ранений» самолета, когда транспортное средство входит в опасное соприкосновение с взлетно-посадочной полосой. Это может произойти как во время взлета, так и во время приземления.

Однако, А321 разбился не в воздухе. Причем тут «хвостовой удар»? Не все так просто. Такая авария наносит значительный ущерб владельцу и подвергает опасности жизни пассажиров.

Но любые повреждения самолета, даже устраненные — это как раковая опухоль. Их последствия могут проявиться за много лет после аварии и последующего ремонта самолета. Можно привести два случая — в 1985 году на линии Japan Airlines, который унес жизни 520 человек, и в 2002 году с самолетом China Airlines, что стало причиной гибели 224 пассажиров. Неправильный ремонт повреждений, полученный в результате «хвостового удара», привел к последующему разрушению самолета в воздухе.

Как заявил «МК» президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов, если ремонт самолета после «хвостового удара» был произведен квалифицированными специалистами, а детали и оборудование заменены на «родные» или сертифицированные изделия, то аварии любого летательного транспортного аппарата не будет. Но если имеет место какой-то «подлог» на якобы заменимые детали, то ожидать можно самого страшного. В том числе и аварии спустя десятки лет».

В этой связи вспоминается крупная катастрофа в 1979 году в США, когда на взлете из чикагского аэропорта О'Хара из-за отделения от пилона (подвеска под крылом) левого двигателя разбился самолет «Дуглас» DC-10 (погиб 271 человек и несколько человек на земле). Расследование выявило, что после планового техобслуживания двигателя механики устанавливали его по упрощенной схеме, что вызвало микротрещины на месте крепления.

Эксперты не исключают, что недобросовестный ремонт А321 после аварии в 2001 году стал причиной его крушения в 2015-м.

Однако, существуют мнения, что падение самолета «Когалымавиа» – это «средняя температура по больнице». Аварийность на авиаперевозках в России растет с каждым годом. Во многом это связано с расширением частных пассажирских авиамаршрутов в середине 2000-годов. За последние 10 лет, по некоторым в России было зарегистрировано более 4000 частных самолетов и вертолетов. За рубежом многие могут позволить себе купить вертолет самолет. В Америке, например, насчитывается около 750 тыс частных летательный средств.

Но нужно ли это России? Над Москвой, где сконцентрированы самые большие финансы страны, летать на собственном транспорте разрешено только самым большим чиновникам. В регионах иной раз забраться до места назначения регулярными маршрутами и дешевле, и удобнее.

В таком случае, назревает вопрос — а нельзя ли превратить систему в некое единообразие. То есть, будут существовать один-два-три (пусть до десятка) перевозчика и антимонопольное законодательство не будет нарушено. Примерно с таким предложением, выступает председатель комитета Госдумы России по международным делам Алексей Пушков. Он предложил сократить число национальных авиаперевозчиков до трех. «Я обратил внимание, что катастрофы последних 50 лет, как правило, связаны с компаниями среднего типа», — отмечает парламентарий.

Вместе с этим, большинство проблемных ситуаций, в том числе и аварий с летальным исходом, связаны не только с компаниями совершающими или обслуживающими перелеты, но и самих парком самолетов. По словам Олега Смирнова, до конца 1990-х годов наша страна использовала самолеты исключительно отечественного производства — более 13,5 тыс единиц. Теперь большинство авиакомпаний покупают «Боинги» и «Аэрбасы», причем бывшие в эксплуатации у зарубежных перевозчиков не менее 15-20 лет. Почти все из низ зарегистрированы в других странах — в той же Ирландии, как трагически погибший А321, либо на «островах, налоговая система в которых гораздо мягче, нежели в России».

«Покупаем мы самолеты за рубежом, обучаем пилотов так же, запасные части также импортируем. А билеты продаем в рублях. Соответственно, перевозчикам приходится экономить. В том числе, на технике безопасности — ремонте и техническом обслуживании. Переход к сокращению числа авиаперевозчиков, по типу советской системы, замены нынешних частных компаний на государственные, не приведет к улучшению ситуации. Сейчас в России существует около 100 авиакомпаний того или иного уровня. За год они перевозят чуть более 90 млн человек. В США действуют примерно 1 тыс авиаперевозчиков. И в прошлом году их пассажиропоток превысил 800 млн. Руководству нашей страны необходимо разработать новую, более совершенную программу аэрофикации. Потребуются на это долгие годы — ведь за последние 25 лет мы отстали в этом бизнесе от остального мира на полвека», — считает Олег Смирнов.

КАК У НИХ?

Зарубежный рынок пассажирских авиаперевозок чрезвычайно обширен. Так, в США насчитывается свыше полусотни компаний, которые обеспечивают пассажирские авиарейсы как внутри страны, так и за рубеж (без учета авиалиний, предоставляющих небольшие самолеты для коротких путешествий). При этом перевеса в сторону одной компании нет. Например, в 2014 году четыре компании — Delta Air Lines, United States Southwest Airlines, United States United Airlines и United States American Airlines — перевезли в общей сложности 440 тысяч пассажиров. Причем на первую компанию пришлось 130 тысяч, а на четвертую из списка — 88 тысяч.

Схожим образом обстоит ситуация и в Европе, например во Франции, где насчитывается более 20 перевозчиков (впрочем, лидером безоговорочно является Air France с 52 тыс. пассажиров), в Германии (порядка 30 компаний, лидирует Lufthansa со своими «дочками» и 60 тыс. перевезенных за прошлый год пассажиров).

Ярким исключением здесь, пожалуй, является Испания, где приватизированная в 2001 году компания Iberia Airlines поглотила ряд региональных перевозчиков, фактически монополизировав рынок внутренних перелетов. В 2010 году было объявлено о слиянии ее с British Airwaves, однако обе компании, образовавшие International Airlines Group, продолжают работу под своими привычными названиями. Впрочем, с Iberia весьма успешно внутри страны конкурирует Vueling Airlines.

В Китае, в свою очередь, также немал выбор авиакомпаний, но традиционно выделяется так называемая «большая тройка»: China Southern Airlines, Air China и China Eastern Airlines. На долю первых двух в прошлом году пришлось в общей сложности почти 120 тысяч пассажиров.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах