— Киев! Винница! Кишинев! Киев! Винница! Кишинев! — зазывалы возле Киевского вокзала с раннего утра не жалеют связок. О том, что оттуда ходят не только поезда, но и автобусы на Украину, мы узнали именно от них. У официальных перевозчиков об этой отправной точке либо не знают, либо не хотят делать рекламу, так скажем, неофициальному маршруту.
Говорим, что позарез нужно в Киев, и идем вместе с одним из зазывал.
— Сейчас на «Газели» доедем до «Мельницы», а потом пересядем в большой автобус с телевизором, — говорит он.
«Газель» стоит в тихом переулке рядом с вокзалом. Не захочешь — не заметишь: машина ничем не примечательна, подмосковные госномера. Нет никаких табличек или надписей, что дорога до Киева начинается здесь. Подходим за пятнадцать минут до отправления — в салоне всего шесть человек.
— «Мельница» — это в Подмосковье, ехать недолго, — поясняет водитель с молдавским акцентом. Из шести пассажиров украинкой оказалась только одна пожилая женщина — она едет домой, в маленький поселок под Винницей.
— Поезд — это дорого. Для меня и автобус — дорого, но иначе не добраться вовсе, — жалуется мне женщина. — Приезжала к троюродной сестре повидаться…
«Газель» трогается. Всю дорогу водитель переговаривается со знакомыми пассажирами — на молдавском языке.
— Да вы не волнуйтесь, — успокаивает меня уже другая женщина, молдаванка, — доедете быстро в свой Киев, ночью уже там будем. Я с ними часто езжу, торгую здесь, в России, никогда проблем не было.
«Мельница», как оказалось, — это бывшая автостанция на подъезде к Подольску, в здании которой теперь кафе. Недалеко стоит белый мини-автобус с молдавскими номерами. «Паспорт нужен российский, загранник, иначе не пустят, — говорит водитель. — Место до Кишинева стоит 3 500 рублей, до Киева — 3 000».
Непонятно: к чему такие сложности? Зачем нужно ехать в область, пересаживаться на другой транспорт?
— Думаю, что ответ прост: собирают людей из разных точек, — пояснил нам председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Ярослав Щербинин. — Наполняемость таких маршруток — 10–12 человек. Это однозначно нелегальные перевозки. Власти Москвы очень строго к этому относятся, но, видимо, ребята нашли лазейку в Подмосковье и возят людей туда. У каждого маршрута должна быть лицензия на проведение регулярных перевозок. Но даже если вы ее попросите, вам никто ничего не предоставит. При переезде через границу у водителя должен быть список пассажиров с паспортными данными, а у пассажира — билет, по сути — договор на перевозку.
Впрочем, не все перевозчики так шифруются. Рядом с Дорогомиловским рынком мы обнаружили маршрутку с молдавскими номерами и табличкой «Москва—Кишинев»…
Едем честно
Чехарда с маршрутками вызывает большие подозрения, ведь из Москвы автобусы на Украину ходят совершенно официально с трех автостанций: «Новоясеневской», «Теплого Стана» и у станции метро «Красногвардейская».
…Утром на станции «Новоясеневская» многолюдно: автобусы с украинскими номерами прибывают и отправляются, люди носятся с чемоданами и большими сумками. В 10 часов отходит автобус до Тячева — небольшого городка в Закарпатье. Минут за сорок до отправления народ начинает загружать чемоданы и отмечаться у кондуктора.
— Автобус всегда ходит битком, — рассказывает мне мужчина на «мове», — у меня вчера мама сюда на нем ехала, ни одного свободного места не было. Мы на этом автобусе ездим уже два года — с тех пор как отменили поезда до нашего Ужгорода. А что делать, иначе не добраться. Говорите, самолеты отменили? Да мы про них никогда и не думали — слишком дорого.
Очередь в автобус растет, люди все прибывают. В толпе в основном слышится украинская речь. Кондуктор отмечает всех по списку. К каждому чемодану, как в аэропорту, приклеивает бирку.
К десяти часам утра в автобусе на 50 мест нет ни одного свободного.
— В силу особенностей пропуска на границе едут в основном пассажиры, которые здесь работают, — поясняет начальник отдела перевозок автостанции «Новоясеневская» Тамара Анатольевна. — Условия пересечения границы меняют власти Украины. Для того чтобы россиянину пересечь сейчас границу, у него на руках должен быть оригинал приглашения принимающей стороны: родственники или друзья оформляют документы и пересылают их сюда. Если такового нет, мы разъясняем, что при пересечении границы могут возникнуть проблемы. И пассажир либо отказывается от поездки, либо продолжает ее на свой страх и риск. Мы же берем с него бумагу о том, что его предупредили. При этом в Россию из Украины все едут спокойно, без особых проблем.
Тамара Анатольевна отмечает, что пока, несмотря на отмену авиарейсов, сильных изменений пассажиропотока нет. «Самый массовый выезд сейчас — на юго-восток, — продолжает она. — На западную Украину — относительно немного, примерно восьмая часть пассажиров».
Пару месяцев назад — после окончания боевых действий — сотрудники автостанции ждали интенсивного выезда из страны. Однако такого не произошло — люди остались в России: кто-то на подработку, а кто-то навсегда. В основном, поясняет моя собеседница, украинцы приезжают согласно миграционной «сезонности»: три месяца работают здесь, потом уезжают обратно.
— Скоро Новый год, а в это время всегда много людей едут домой, — объясняют на автостанции. — Теперь же из-за отмены авиарейсов мы ждем просто массового наплыва. Будет пущено 20 дополнительных автобусов по всем направлениям. Сейчас пассажиропоток станции в день — 500 человек.
С одной стороны, автобусы — относительно дешевый и популярный вид транспорта. Например, на рейсы до Донецка и Горловки билеты раскупают за несколько дней, и если в день поездки останется место — считай, повезло. Но, с другой стороны, двадцать часов пути в кресле выдержит не каждый.
Под стук колес
Поезда до Незалежной ходят с Киевского вокзала каждый день: по восемь-девять отправлений в сутки. Уходят в основном вечером, едут всю ночь и уже утром доставляют пассажиров к месту. Вечером, когда я приехала, на перроне было много людей: через час уходил поезд до Хмельницкого через Киев. Традиционные голубые вагоны с желтой полосой, на которых многие когда-то ездили к морю в Крым.
— Я еду на поезде впервые, — призналась мне пассажир Наталья, — всегда летала на самолете. Езжу сюда часто, по работе. Но самолетом, даже транзитом через Минск, например, мне дорого лететь до Киева.
Тему подхватывает стоящий рядом мужчина:
— Я работаю бригадиром на заводе, зарплату задерживают. Для меня даже этот поезд — дорого, беру дешевые билеты в плацкарт, про самолет вообще молчу…
Еще утром на этот поезд были билеты. Вот и проводницы говорят, что свободных мест много:
— Может быть полвагона пустых, может меньше. Пока поток не сильно изменился, но небольшое прибавление чувствуется. Едут и русские, и украинцы, но последних все же больше.
По словам проводников, особых проблем у русских на границе нет — нотариально заверенное приглашение, о котором корреспонденту «МК» с жаром рассказывали на автостанции, не требуют, но если оно есть — лучше предъявить.
Вообще ситуация с поездами в сторону Украины достаточно интересная. В какой-то момент стало казаться, что их просто нет, и сообщение нарушено. Однако на сайте РЖД мы видим расписание — 8–9 поездов в день.
— Посмотрите внимательнее, это все украинские и молдавские поезда, — пояснили нам в пресс-службе АО «Федеральная пассажирская компания». — На Украину, а точнее, в Кишинев транзитом через Киев, в данный момент ходит только один российский поезд — 065М. Еще в декабре прошлого года в связи с отсутствием пассажиров мы отменили все поезда, кроме этого. И пока мы не видим потока людей, поэтому причины увеличивать число поездов нет.
Смотрим расписание за 30 октября: свободных мест полно, на ближайший поезд можно купить аж 35 в плацкарте. Из восьми поездов на этот день три принадлежат молдавской компании «Железная дорога Молдовы», четыре — украинской компании «Украинские железные дороги», и только один российский состав. В прошлом году того же числа из Москвы в «братскую республику» выехало 11 поездов: 3 молдавских, 4 украинских и 4 наших. Цены в целом остались теми же.
Мне бы в небо
«Внимание, внимание, объявляется посадка на рейс...» — кто-то не может путешествовать без этих слов. Но небо над Украиной пустым не будет, и пешком до Киева идти не придется. На место выбывших из игры российских авиакомпаний приходят новые со всех концов света. Жаль только, что это удивление почти всегда сопровождается разочарованием: не радуют новые рейсы ни временем, ни стоимостью. Если раньше перелет до Киева занимал полтора часа, а вместе с регистрацией — три, то теперь называют цифры от 6 часов. По данным одного из транспортных порталов, самый быстрый перелет до Киева на 30 октября составит 9 часов с пересадкой в Кишиневе. Задержаться в чужом аэропорте можно и до 21 часа — с пересадками в Вильнюсе и Риге.
Но самой больной темой стала стоимость перевозок. Некоторым пассажирам теперь просто не по карману тратить средства на перелет, если за то же время и меньшую сумму можно сесть на поезд.
— Я раньше летал до Киева за 6 тысяч, иногда удавалось за 4, — поясняем нам москвич Александр. — Теперь цены выросли в два, а то и в три раза. Не знаю что делать. Тем более, транзитные перелеты — это всегда головная боль. У меня не раз в таких случаях теряли чемодан или он улетал в другую страну. Еще это всегда беготня — между рейсами иногда по 40 минут, мне приходилось бегом бежать через весь аэропорт…
Самыми дешевыми, по данным все того же сайта, являются рейсы молдавских авиалиний.
— Молдавия в данной ситуации может неплохо заработать, — рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании Александр Базыкин. — Она очень удобно расположена для транзита и на поезде, и на самолете. Я думаю, скоро будет глобальный передел по авиапотокам среди компаний. В любом случае, российская сторона не против вернуться назад, но только в случае отмены санкций со стороны Украины. Никаким иным путем наши компании не будут пытаться попасть в украинские аэропорты.
На своих двоих
Если финансы поют романсы настолько, что денег нет даже на автобус, то лучший выход — автостоп. Дорога, фонари, ночь… Романтика! И стоит такая романтика разве что только нервов — по традиции, за дорогу автостопщики не платят.
— Я доехал от Москвы до Киева за 19 часов, — рассказывает автостопщик Александр Удиков. — Можно ехать очень долго — смотря как повезет с машинами. Конечно, нужно понимать, что скорее всего вы застрянете на границе. Я ездил до начала конфликта — и уже тогда меня спрашивали, где остановлюсь, какой будет адрес… А второй раз я ехал уже на румынской фуре с молдавским водителем. Он пересек границу быстро — правда, не уверен, что его способ был совсем законным.
Александр рассказал, что ему повезло: оба раза его довозили до Киева или от самой границы, или вообще от Калужской области в настоящем доме на колесах. Но так может быть не всегда:
— Я сменил один раз 4 машины, один раз 8 — и это дикая удача (но если повезет, можно добраться и на одной). Сейчас, скорее всего, машин меньше — и времени на «таксование» потратите больше. Мне тяжелее всего было ехать по Калужской области: однажды я застрял там надолго.
Несмотря на доброту водителей, наш собеседник советует все-таки брать с собой деньги — хотя бы пару тысяч рублей. «Сейчас в дорожных отелях за пару сотен рублей можно принять душ, — поясняет он, — плюс нужны деньги на питание. Водители иногда подкармливают автостопщиков, но становиться нахлебниками не стоит. А вообще я советую сейчас не ездить на Украину таким способом — можно нарваться на неприятные приключения как на границе, так и уже в стране».
СКОЛЬКО СТОИТ ДОБРАТЬСЯ ДО КИЕВА (приведены минимальные цены)
Способ Стоимость (до Киева), руб. Время в пути, час.
Самолет 12400 11
Поезд 3000 13
Автобус 3200 16,5
Нелегальная маршрутка 3000 16
Автостоп 2000 19