Почему возник нынешний ажиотаж? Объяснение простое — обанкротилась и прекратила существование компания «Трансаэро». После полуночи 26 октября Росавиация уже не имеет права обслуживать самолеты «Трансаэро». На помощь пришло государство в лице «Аэрофлота»: из 1,925 млн реализованных «Трансаэро» авиабилетов до 15 декабря 2015 года перевезено 1,825 млн человек, что составляет 94,8% от общего числа билетов. Билеты туда-обратно с началом перевозки до 15 декабря и окончанием после 15 декабря будут аннулированы, пассажиры могут вернуть за них деньги.
Вроде все останутся при своих. Но ажиотаж уже поднят. Есть информация, что жители Сахалина и Курил теперь смогут добраться до столицы перелетом не менее чем за 35–40 тыс. рублей.
Действительно, как выяснил «МК», если вы хотите попасть во Владивосток из Москвы и совершить перелет 27 октября, то вам как минимум нужно отдать 23–24 тыс. рублей. И это в один конец и если лететь «экономом». Но, позвонив, как утверждают интернет-сайты, продавцам, обещающим самые дешевые авиабилеты, «МК» убедился: сэкономить не получится — средняя стоимость оставшихся билетов и вправду доходит до 35 тыс., а то и до 40 тыс. рублей. Кстати, билет из Владивостока, например, в Пекин стоит гораздо дешевле — минимальный перелет обойдется в 15–16 тыс. До Нью-Йорка, к слову, можно долететь «экономом» из Москвы за те же 35–40 тыс. Конечно, расстояние от Москвы до Владивостока неблизкое — превышает 9 тыс. километров. До Нью-Йорка лететь гораздо меньше — 7,5 тыс. километров. Однако от столицы нашей родины до Владивостока можно лететь по своей территории, а не через Атлантический океан. Так почему же это выходит дороже?
На первый взгляд, ситуация накаляется до предела. Жителям регионов, которые находятся от Москвы в нескольких тысячах километров, долететь до столицы, хоть по делам, хоть на экскурсию, будет крайне затруднительно.
Здесь можно вспомнить банкротство американской Pan American — одной из крупнейших авиакомпаний в США. Она была основана в 1927 году и прекратила существование в 1991 году. Причиной банкротства послужил ряд ошибок ее руководства. Авиакомпания ежегодно несла убытки и распродавала активы. Не помогло. В 1996 году бывшие сотрудники авиакомпании попытались воссоздать PanAm, но прогорели. В 1998 году права на ее перевозки купила железнодорожная компания, но потом перевозки все равно прекратили. Но на стоимость авиабилетов эти перипетии в конечном итоге не повлияли.
Повторится ли эта история на российском рынке — пока неясно. Однако существует надежда на такое развитие событий. По словам эксперта комитета Госдумы по транспорту Романа Гусарова, билеты за 40 тыс. и даже за 140 тыс. до Владивостока — явление временное. «Билеты на ближайшие рейсы в основном раскуплены. Но взгляните на ситуацию с билетами на начало ноября. Там даже сейчас, в условиях относительного ажиотажа, «туда-обратно» можно заказать за 18 тыс. Это по 9 тыс. рублей в одну сторону, что гораздо дешевле цен, принятых на международных линиях с аналогичным расстоянием», — полагает эксперт.
По его словам, рост стоимости билетов возможен в краткосрочном периоде. Потом, цены на авиабилеты возвратятся на такой же уровень, на котором находились до последнего времени. Все дело в том, что остальные перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки (а «Трансаэро» делал бизнес на чартерах), способны и даже готовы перехватить его направления.
«Практически все авиаперевозчики в своих годовых планах планировали на 15% больше пассажиров, чем могли перевезти. «Трансаэро» занимало примерно 15% соответствующих авиаперелетов. Другими словами, парк самолетов у оставшихся компаний есть, и пассажиры не должны пострадать», — говорит Роман Гусаров.
Впрочем, цены на билеты, особенно на международных направлениях, все равно будут расти. Уже за этот год они в среднем выросли в 1,5–2 раза.