Евгений САТАНОВСКИЙ, востоковед и экономист, президент независимого научного центра «Институт Ближнего Востока»:
«Да, есть такой прогноз - если Саудовская Аравия будет по-прежнему вести военную операцию в Йемене и поддерживать террористические группировки из Сирии, не изменит структуру госбюджета, а цены на нефть останутся на столь же низком уровне, как сейчас, ее золотовалютных резервов может хватить на срок от двух-трех до пяти лет. Но, во-первых, она может нарастить золотовалютные резервы, а во-вторых, цены на нефть могут подняться, так что этот прогноз является лишь одним из вариантов развития ситуации.
Но даже если это случится, то никаким серьезным образом не скажется на мировой экономике, которая является очень сложной системой, подверженной влиянию множества разнообразных и не всегда предсказуемых факторов. Это как с глобальным потеплением — все начинают бороться с выбросами углекислого газа, а потом случается где-нибудь сильное извержение вулкана, и вся борьба идет насмарку...
И на экономике России крах Саудовской Аравии, даже если он будет, не скажется. Наша главная проблема — не Саудовская Аравия, а наше же правительство.»
Никита МАСЛЕННИКОВ, экономист, ведущий эксперт Института современного развития:
«В докладе МВФ очень много оговорок, а рост долговых обязательств отмечается во всех нефтедобывающих странах Персидского залива. На самом деле, если абстрагироваться от бюджетных денег и посчитать еще и резервные фонды, которые являются аналогией наших Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, то «подушка безопасности» у стран региона - на срок от 5 до 20 лет. У Катара она больше, у саудитов меньше. Но этого времени хватит, чтобы экономика приспособилась к новым условиям.
Да, сейчас в Саудовской Аравии непростая ситуация. В правящей элите определенное брожение, военная операция в Йемене с не очевидными перспективами, непонятная позиция по вопросу о коалиции против ИГИЛ... Но хотя многие хотели бы похоронить экономику этой страны, надо смотреть правде в глаза. У Саудовской Аравии есть большие резервы (больше наших!), а государство предпринимает серьезные меры по диверсификации экономики. Наращивается экспорт нефтепродуктов, что означает приток инвестиций в нефтеперерабатывающую и химическую промышленность, либерализируется финансовый рынок, что в перспективе может привести к созданию нового международного финансового центра...
Конечно, происходящее в Саудовской Аравии значимо для нефтяного рынка — ведь эта страна попеременно с Россией занимает то второе, то третье место в мире по добыче энергоносителей. В условиях краха экономики, если он случится, саудиты пойдут на дальнейший демпинг, что грозит еще большим обрушением цены на нефть, что приведет к дестабилизации нефтяного рынка. Для России эта перспектива нежелательна.»