В свою очередь министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский заявил, что пока российские компании не откажутся от полетов в Крым и не заплатят штраф за предыдущие его посещения, санкции останутся в силе. На том и разошлись, хотя в Москве заявляют, что попытки договориться будут продолжены.
Прежде всего запрет на полеты бьет по бюджету двух стран. За первое полугодие 2015 года пассажиропоток между двумя странами составил около 657 тысяч человек. Из них, по данным Пивоварского, российские авиакомпании перевезли 431 тысячу человек. Руководствуясь теми же цифрами, министр транспорта России Максим Соколов подсчитал, что за год санкционной войны оба государства потеряют на авиаперелетах примерно 7–8 млрд рублей.
Что касается пассажиров, то они смогут найти для себя альтернативу. Во-первых, спрос на железнодорожные билеты в ноябре вырос примерно в полтора раза. Между тем сейчас по территории Украины ездит только один российский поезд, и тот курсирует между Кишиневом и Москвой с остановками в Киеве и еще нескольких украинских населенных пунктах. Все остальные поезда, соединяющие две страны, принадлежат Незалежной и странам СНГ. Сокращение количества российских поездов было вызвано резким падением спроса на поездки на Украину: с одной стороны, это было связано с введением Киевом возрастного ограничения на въезд в страну для россиян мужского пола, а с другой — с боевыми действиями в Донбассе.
Во-вторых, авиаперевозчики соседних с Россией и Украиной государств уже начали пытаться занять освободившееся на рынке место. С 19 октября о решении нарастить пассажиропоток между Россией и Украиной заявили сразу несколько компаний, в том числе Air Moldova, LOT Polish Airlines, BelAvia. Также Росавиация намерена просить Киев разрешить полеты между Москвой, Киевом и Одессой для одной из низкобюджетных российской авиакомпании, начиная с зимнего расписания 2015 года.
Однако цены все равно подросли. Если раньше долететь до Киева из Москвы было можно за 7–8 тысяч рублей, то теперь с пересадкой в одной из сопредельных стран это возможно за 12–14 тысяч. Время перелета тоже увеличилось: если раньше долететь до украинской столицы можно было за 1 час, то теперь это может занять почти сутки.