Российская экономика не «разорвана в клочья». Назло Бараку Обаме. На Западе предрекали, что в 2015 году российский ВВП упадет минимум на 10%, нас захлестнет гиперинфляция, то есть цены вырастут если не на порядки, то в разы, финансовые резервы России будут истрачены под корень, а наша банковская система не будет в состоянии обслуживать предприятия и население.
Такого не произошло. Даже в Международном валютном фонде говорят о снижении ВВП максимум на 3,8%. И это притом что российское Минэкономразвития ожидает спад до 3,9% в этом году.
Мало того, экономические итоги сентября внушают хотя бы и осторожный, но оптимизм, о чем вчера и говорили в Госдуме. ВВП вырос к августу на 0,3%. Казалось бы, ничтожный результат, тем более, что к сентябрю 2014 года он все же упал почти на 4%. Но, с другой стороны, может быть, это и есть дно экономического кризиса? Тем более что выросли к августу и инвестиции — на целых 4%. А это благая весть — ведь именно из-за бегства капиталов и рушится экономика.
Ставку Игорь Шувалов делает на поддержку малого и среднего бизнеса, включая стимулирование выдачи банками для него кредитов и развитие патентной системы, налоговых льгот.
И другое направление, на которое рассчитывает чиновник, чтобы не только победить кризис, но и начать отход от сырьевой модели, — это поддержка промышленного экспорта. В самое ближайшее время заработает экспортный центр, который и займется этой поддержкой.
Игорь Шувалов очень осторожно оценивает первые «живые» сигналы ВВП. Ситуация в любой момент может развернуться: если упадут цены на нефть ниже $40 за баррель, Запад усилит санкции.
Не случайно он предупредил депутатов, что российская экономика «хорошо себя не чувствует». Но, несмотря на западные санкции, низкие цены на нефть и накопленные за годы структурные проблемы, начинает выздоравливать. При этом вся экономическая ситуация находится под контролем правительства.
Но победные реляции, даже скромного вида, не у всех вызывают оптимизм. Даже у соседей по властным этажам. Татьяна Голикова, например, анализируя выполнение правительственного антикризисного плана в первой половине этого года, объяснила, что, исходя из чисто бюрократических процедур, все с планом вроде бы нормально: на 1 октября «по факту принятия нормативных правовых актов выполнено 38 пунктов плана (63,3%), частично выполнено 17 (28,3%), не выполнено 4 (6,7%)».
Но если судить по гамбургскому, вернее, по счету ведомства Татьяны Голиковой, то оказывается, что на самом деле ничего так и не реализуется. Например, если посмотреть с точки зрения финансового обеспечения антикризисных мер, то их реализовано полностью не 63%, а лишь 28,3% (17 поручений, а не 38).
Однако аппаратные споры не та вещь, которая так уж беспокоит наших избирателей и налогоплательщиков. Для них важнее другое: когда остановится рост цен на все необходимые товары (по минимуму они выросли за год более чем на 40%) и когда вновь начнут расти зарплаты и пенсии.
Этого как раз и потребовали от Шувалова оппозиционные депутаты. Но первый вице-премьер был строг: ради их переизбрания в будущем году правительство не пойдет на раздачу денег нуждающимся с тем, чтобы за два года полностью растратить все резервные фонды. Важнее обеспечить здоровый рост, для чего деньги надо тратить прежде всего на инфраструктурные проекты.
Эксперт «МК»:
Олег Шахов, доцент кафедры финансов и кредитов «Российской академии предпринимательства»
— Можно по-разному относиться к оценке того, что кризис уже прошел свой пик, как заявил на днях Улюкаев. Однако можно констатировать, что правительству удалось удержать ситуацию от резкого падения и стабилизировать экономику. Обошлось без гиперинфляции и 10-процентного падения ВВП, не произошло всплеска безработицы. Вовремя и ответственно была проведена докапитализация банков и финансирование процентной ставки по кредитам для крупнейших предприятий. Это, в свою очередь, удержало на плаву промышленность и сбережения населения. Финансовая отрасль заметно почистилась от неблагонадежных игроков. При этом социальная сфера также не просела, и не возникло значимого всплеска безработицы. С другой стороны, в выступлении Шувалова вырисовываются контуры нового экономического поведения в стране — опора на малый и средний бизнес, инновационная промышленность, поддержка экспорта, а также сельского хозяйства и строительного рынка. Шувалов прав: не надо ничего выдумывать, надо смотреть на мировой опыт стран, которые уже побывали в нашей ситуации. Китай в пике санкций против него в конце 1980-х значительно либерализовал экспортную политику, поддержал малую торговлю и выиграл в долгосрочной перспективе.