Самые жаркие дискуссии на форуме разгорелись с самого утра, когда члены экономического блока правительства и присоединившиеся к ним крупные инвесторы пытались обсудить перспективы отечественной экономики.
По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, все рецепты, способные излечить "пациента", хорошо известны. Однако власти, как нерадивый больной "отказываются пить горькое лекарство, предпочитая сладкую конфетку".
В нынешних условиях, сказал министр, лекарством, способным стимулировать экономический рост, должны стать частные инвестиции, поэтому государство будет помогать компаниям сделать "правильный выбор".
Сидящий рядом Олег Дерипаска не стал скрывать, что власти зря надеются на чужие деньги. "Нам не инвестиции нужны, а определенность в экономической политике: куда мы движемся? Сейчас никаких целей не просматривается. Ну ничего: кого-то 40 лет водили по пустыне, может, мы тоже когда-нибудь к чему-нибудь придем...", - философски заметил предприниматель.
Отношение российского правительства к бизнесу он назвал "ростовщичеством", правда, тут же поправился - извините, случайно вырвалось.
"Нужно, наконец, принять горькое лекарство!", - вслед за Улюкаевым повторил глава Минфина, но рецепт предложил совсем другой: отказ от ряда бюджетных обязательств, а главное - от дополнительной поддержки нефтяных компаний и их инвестпрограмм.
"В последнее время весь объем госресурсов концентрировался в нефтянке, все льготы в основном получал нефтяной бизнес, самый обездоленный в кавычках из всех, - с горькой усмешкой произнес Силуанов, - Нам нужно отказаться от этой практики и поддержать другие бизнесы: нефтяной сектор даже в условиях кризиса чувствует себя неплохо".
На этих словах Игорь Сечин возмутился. "Кривое не может сделаться прямым, и то, чего нет, нельзя считать", - вдруг начал он с цитирования Екклесиаста.
По словам Сечина, нефтяная отрасль уже находится в очень сложной ситуации. А после увеличения фискальной нагрузки, пролоббированной Минфином, она существенно ухудшится.
"У нас нагрузка на разные виды бизнеса колеблется от 1% до 82%, как на нефтяные компании. И за это мы должны благодарить Антона Германовича! (Силуанова - «МК»)" - заметил Сечин, добавив, что вся политика Минфина сводится к тому, чтобы изъять деньги из реального сектора экономики и заткнуть ими дыры в бюджете. Ничего более эффективного чиновники предложить властям и обществу пока не смогли. Тут пришел черед багроветь Силуанову, но выступить с ответными аргументами ему не удалось. За Сечина вступился г-н Улюкаев:
- Я вот удивляюсь логике моего друга Антона Германовича! Мы что хотим: обеспечить бюджетные доходы только в этом году или в следующем тоже? Значит, нужно все правильно рассчитать, а упражнения с НДПИ и экспортной пошлиной убивают инвестиции в традиционные месторождения, - заявил глава Минэкономразвития, попросив оставить нефтяной бизнес в покое, - Антон, я тебе гарантирую: мы сможем год от года увеличивать доходы от нефтянки.
Владимир Путин этой дискуссии своих министров, к сожалению, не застал и был искренне уверен, что они презентовали участникам форума общую позицию, как по проекту бюджета на следующий год, так и по основным параметрам развития российской экономики.
- Смысл моего здесь присутствия в том, чтобы сказать: я их поддерживаю, и мы будем проводить вот ту самую политику, про которую они вам сейчас рассказали, - довольно опрометчиво пообещал президент.
Его пресс-секретарь заранее сообщил журналистам, что традиционного выступления Путина перед бизнесменами в этом году не будет. Глава государства решил, что лучше сразу приступить к ответам на вопросы аудитории.
Поначалу дискуссия, прямо скажем, была довольно вялой и резко контрастировала с зажигательными выступлениями Силуанова, Улюкаева и Сечина. Банкир Андрей Костин попросил ВВП назвать "шоколадки" и "морковки", которыми власти собираются привлекать иностранный бизнес, но Путин ограничился лишь общими заявлениями, отметив, что пик кризиса пройден, российская экономика приспособилась к новым условиям и готовится к росту.
"Наша управленческая команда продемонстрировала высокий уровень ответственности, последовательности и способности добиваться результата. Это уже аргумент, чтобы сюда инвестировать", - в очередной раз похвалил правительство президент. И в очередной раз пообещал, что власти не планируют вводить никаких ограничений - даже "квази" - на движение капитала и раскрыл экономический смысл очередной заморозки пенсионных накоплений.
- Нужно сбалансировать пенсионную систему, чтобы гарантировать всем российским пенсионерам стабильные выплаты, - сказал ВВП, отметив, что хотя ограничения на использование накоплений вводятся уже третий год подряд кардинально менять программу не планируется. "Мы исходим из того, что в России все-таки будет развиваться накопительная пенсионная система!" - заявил президент.
Иностранные бизнесмены поначалу мучили Путина "местечковыми" вопросами, добиваясь его мнения о южно-африканских компаниях и перспективах сотрудничества с Германией в инфраструктурных проектах. Аудитория заметно оживилась, когда экономическая дискуссия вполне ожидаемо перешла в политическую плоскость.
- Как можно инвестировать в Россию, когда в Сирии идет военная операция и Обама ее не поддерживает? - поинтересовался один из американских участников.
- В огороде бузина в Киеве дядька, - пробормотал Путин, попросив «не путать божий дар с яичницей», - При чем здесь инвестиции в Россию и ситуация в Сирии?
Про Обаму ВВП публично ничего не сказал, но он явно незримо присутствовал в зале.
- Вот говорят про поддержку свободной сирийской армии. Где она, эта армия? Просто разбрасывают с воздуха боеприпасы и амуницию. Кому? Вопрос риторический. Где гарантии, что они опять не попадут в руки ИГИЛ? - вступил Путин в дискуссию с невидимым заокеанским собеседником, - Мы часто слышим, что наши летчики наносят удары не по тем целям. Хорошо. Дайте нам цели, которые вы считаете стопроцентными, мы будем бить по ним. Нет, говорят, к этому мы не готовы. Тогда мы просим: скажите, куда не надо бить? Тоже никакого ответа.
Ну как тут работать совместно? Мне кажется, что у наших партнеров каша в голове: нет понимания, что реально происходит в Сирии, и каких целей они хотят там добиться...
Путин признался, что Россия уже несколько раз предлагала США продолжить диалог по сирийскому урегулированию на самом высоком уровне. Это может быть встреча военно-политического руководства в Москве или визит российской делегации под руководством Дмитрия Медведева в Вашингтон, уточнил он. Но американские партнеры пока не дали ответа.
Путин подчеркнул, что сотрудничества только по линии военных ведомств и сопоставления параметров "свой-чужой" уже недостаточно. Нужно совместными усилиями России, США и других стран усадить сирийцев за стол переговоров и начать процесс политического урегулирования.
Под конец диспута президенту все-таки задали вопрос, рассоривший с утра министров и Игоря Сечина.
"Нужно ли государству в сложившихся условиях поддерживать нефтяную отрасль?" - спросил представитель одной из добывающих компаний.
Ответ был очевиден: нужно и именно этим оно занимается. "Первоначально речь шла об изъятиях в объеме 600 млрд руб, но в итоге вышли на более скромные цифры - около 200 млрд.руб", - прозрачно намекнул на собственное участие в споре Путин. Он подчеркнул, что руководство страны "прекрасно понимает и отдает себе отчет в том, насколько важна нефтегазовая сфера". "Мы не будем подавлять ту отрасль, которая работает эффективно", - заверил президент.