По мнению министра финансов, цены $100 за баррель нефти больше никогда не будет и России необходимо быстро «адаптироваться к новой реальности».
Пока это будет происходить, придется туже затягивать бюджетный пояс. Кроме повышения пенсионного возраста, Силуанов предложил ограничить индексацию пенсий в будущем году четырьмя процентами и увеличить налоговую нагрузку на нефтяников. Впрочем, на вчерашнем большом совещании у Путина, где обсуждались эти варианты, никаких конкретных решений принято не было — особо сопротивлялось «раскулачиванию» нефтяное лобби.
Впрочем, есть и хорошая новость: рост тарифов на газ и электричество ограничат.
Анализ нынешней экономической ситуации Силуанов начал со злободневной исторической аналогии: «Цены на нефть повторили кульбит 1986 года и снизились в два раза». Напомним, что многие отечественные и зарубежные эксперты до сих пор считают, что именно обрушение цен на «черное золото» и вызвало крах СССР. Конечно, этот постулат можно оспорить, так как причин падения советской власти было неизмеримо больше. Но Силуанов обратил внимание прежде всего на способы компенсации внешнего шока, предпринятые Михаилом Горбачевым — массированные заимствования на Западе. Тогда как сейчас из-за санкций Россия наглухо отрезана от зарубежных кредитов. А погашать долги пришлось с бешеной скоростью.
К 1992 году внешний долг бывшего СССР, а затем его правопреемницы, России, достиг $96,6 млрд, тем самым превысив 100% ВВП. Это привело, как напомнил Силуанов, к «полному финансовому коллапсу» – всеобщему дефициту, а затем к гиперинфляции. Сейчас же госдолг, который и так не превышал 11% ВВП, с 1 июля снизился с $732 млрд до $500 млрд.
Но самое главное другое – по мнению Силуанова, не стоит тешить себя иллюзиями, что «все скоро вернется на круги своя, стоит только немного подождать». Не вернется. Нефть никогда больше не будет стоит столь милые нашему сердцу $100 за баррель. Правда, $50-60 за бочку быть могут. Во всяком случае, Минфин предлагает по новому бюджетному правилу отправлять в бюджет налоги исходя из этих цен. Все, что выше – в Резервный фонд, который только в этом году похудел наполовину – с более чем 5 трлн рублей до 2,7 трлн.
Поэтому нужно принимать срочные меры, чтобы перезапустить экономический рост за счет прежде всего частных инвестиций. В государственные вложения, похоже, Силуанов не особенно верит. Более того, он заявил в Госдуме, что в «экономике резко выросла доля госсектора и сегмента госкомпаний, чья эффективность оставляет желать лучшего».
Но для того, чтобы нарастить инвестиции придется резко сократить конечное потребление, включая государственные расходы. Сейчас, по данным Минфина, оно выросло с 2008 года с 66% ВВП до 73%. Есть и другие неэффективыне расходы В результате на инвестиции остается не более 17-18% ВВП. А нужно, чтобы обеспечить рост, все 30%.
Так что пояса, как предупредил Силуанов, придется туже затягивать всем. И прежде всего пенсионерам. Минфин предлагает индексировать пенсии в 2016 году лишь на 4%, а не на 5,5%, как пока заложено в проекте бюджета.
При этом надо напомнить, что по Бюджетному кодексу необходимо поднять выплаты на все 12,2% – такую инфляцию ожидают в этому году. Но Силуанов привел следующие цифры – если все по закону, то придется изыскать дополнительно 800 млрд бюджетных рублей для Пенсионного фонда. Впрочем, этот вопрос пока не решен ни на правительственном, ни на президентском уровне.
Кроме того, Силуанов вновь предлагает срочно увеличить пенсионный возраст. Его увеличение на один год экономит до 225 млрд рублей в год. А вместе с 4% индексацией и прочими мерами только в 2016 году можно сэкономить до 1,3 трлн.
На самом деле предложение Силуанова - далеко не сенсация. На эту же тему он высказывался, например, в апреле. Силуанова поддерживает министр экономического развития Алексей Улюкаев, противостоят ему, например, «социальный» вице-премьер Ольга Голодец и политики-популисты. А политологи говорят о том, что как минимум до выборов в Думу в 2016 году повышения пенсионного возраста не будет. А то и до выборов президента в 2018 — правда, что будет с экономикой России к этому времени, не берется предсказать никто.
Кстати, опрос на нашем сайте показал, что 70% граждан считают повышение пенсионного возраста «издевательством»...
Впрочем, дополнительные доходы бюджета можно найти у нефтяников. Они, несмотря на падение цен, неплохо заработали на девальвации рубля. Придется им, как считает Силуанов, поделиться. Речь идет о 600 млрд рублей. И, наконец, зажмут и газовые компании. Рост тарифов «Газпрома» ограничат. Вероятно, 5%. В этом году было 10%.
Между тем
Вечером, 23 сентября, премьер Дмитрий Медведев провел совещание по бюджету-2016 с членами своего кабинета. Еще накануне Минфин предлагал сэкономить 1,3 трлн рублей (при ожидаемом дефиците Пенсионного фонда в 1,6 трлн. — «МК») с помощью следующих жестких мер: индексация пенсий не на фактическую инфляцию, а только на 4%, с 2016 года постепенно повышать пенсионный возраст, а также отказаться от выплаты пенсий работающим пенсионерам с доходом свыше 500 тыс. рублей в год.
Однако столь радикальный вариант отверг Владимир Путин. Компромисс может быть таким. Пенсии все-таки проиндексируют на фактическую инфляцию, но не единовременно в начале года, а в два этапа: около 6% с 1 февраля и на столько же с 1 августа, накануне выборов в Госдуму. Это позволит сэкономить примерно 100 млрд.
Кроме того, практически принято решение отказаться от индексирования материнского капитала, что принесет еще 20 млрд рублей. А если еще откажутся от всех дополнительных социальных выплат, то экономия составит 40 млрд рублей. По поводу «заморозки» накопительного компонента, что в 2016 году принесло бы 365 млрд рублей, дебаты продолжаются.