— Мы не можем предсказать курс нефти, — сказал «МК» руководитель Экономической экспертной группы Евсей ГУРВИЧ. — Большинство экспертов ожидают, что она поднимется до $60 рублей за баррель и выше. Теоретически и рубль должен всплыть, но как это повлияет на него — всегда остается вопросом. Я думаю, что рубль будет укрепляться в ближайшие 2–3 года, но абсолютно не уверен, что это начнется с января. Рубль уже сейчас избыточно ослаблен, недооценен. Он «авансом» падал, ожидая падения цены на нефть до ужасного для нас уровня. Сейчас мы видим, что этого не произошло.
— Многие предприниматели говорят, что им не важен курс, а важна стабильность. Цифра может быть самой страшной, главное — чтобы она не плясала. Вы согласны?
— Непредсказуемость курса очень плоха. Пусть валюта падает, но должна быть определенность. Сейчас рубль упал ниже, чем он должен стоить даже при самых плохих ценах на нефть. И его миниатюрный курс — это эффект ожидания. Но так низко, как «хочет» теперешний покупатель рубля, нефть не упадет, а значит, не упадет и российская валюта.
— А куда смотрело наше государство, когда рубль падал?
— Вспомним ужасный кризис 2008 года. Государство держало тогдашний курс до последнего. Цены на нефть падали в разы, а курс не реагировал. Но в итоге это было хуже, чем то, что происходит сейчас, и мы все это помним: цены разом обвалились. А сейчас государство изменило позицию, курс пытается плавать вместе с нефтью — и его даже может предсказать каждый.
Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук:
— Наверное, рубль будет укрепляться, но как Минфин может это предугадать? Индюшку тоже много дней откармливают перед тем, как отрубить ей голову. И эти сто дней у нее лично все очень хорошо. Но, как и индюшка, рубль не знает, когда наши монетарные власти отрубят ему голову. А отрубить рано или поздно придется.
— В чем логика власти, которая не дает предпринимателям понимания, каким будет курс рубля в перспективе?
— Логики нет. Если бы в феврале прошлого года зафиксировали курс, условно говоря, в 70 рублей за доллар — всем было бы понятно, что происходит и как дальше жить. И экономика бы работала. Центробанк спокойно может регулировать курс, скупая валюту на рынке, а правительство — заморозить основные цены на рынке, но раз этих элементарных вещей не делается, значит, кому-то нужна «болтанка».