— Минфин предложил делать бюджет только на 2016 год. Почему ведомство Антона Силуанова предлагает отказаться от трехгодичного проекта бюджета?
— Это вынужденное решение. Причем, причин сразу несколько. В нынешних кризисных условиях очень трудно планировать финансовые и макроэкономические показатели на 3 года вперед. Минэкономразвития фактически не состоянии делать достоверные прогнозы. Минфин этим уже давно не доволен, поэтому и создал собственный соответствующий департамент.
Возьмем, например, последний год. В начале 2014 года Минэкономразвития полагал, что экономический рост в 2015 году составит 1,2%. Затем пересчитали и остановились на падении на 2,8%. Но и этот прогноз оказался ошибочным — падение ВВП, по оценке самого же Минэкономразвития, в 2015 году составит не менее 3,3%. Многие независимые эксперты считают, что речь может идти даже о 4-5%.
В принципе, это даже не вина Минэкономразвития. Очевидно, что в нынешних быстро изменяющихся экономических условиях готовить точные прогнозы не получается. Это чревато тем, что Минфину приходиться постоянно перекраивать весь бюджет.
— И это единственная причина?
— Существуют и другие мотивы. Стоит обратить внимание, что бюджет, как предлагает Силуанов, поступит в Госдуму не 1 октября, как это было в последние несколько лет, а 25 октября. Заметим, что до кризисного 2008 года, что проект бюджета должен был поступать в Госдуму 26 августа. С началом кризиса его стали вносить в парламент 1 октября. Сейчас хотят затянуть еще на месяц. В результате, депутатам останется на рассмотрение основного финансового закона страны всего чуть больше месяца.
Минфин решает проблему формально лишь для себя. Срок явно недостаточен для вдумчивого изучения бюджета в Госдуме и будет приниматься без существенных поправок.
— Так может быть это решение верное? Как и в кризисный 2009-ый год, когда решили ограничиться только одним «бюджетным» годом?
— Переход на трехлетний бюджет в 2006 году был во многом правильным. В нормальной экономике это действует эффективно. Но у нас «трехлетка» в полной мере так и не заработала. Даже в спокойной экономике. Государственные программы до сих пор являются формальным инструментом бюджетного планирования.
В 2009 году, во время кризиса, перешли на годичный бюджет и это было правильным решением, так как пришлось резко сокращать казенные расходы. Но тот кризис был краткосрочным, поэтому издержки экономики были не столь уж большими.
Но сейчас в идеале не нужно отказываться от 3-летнего бюджета до 2018 года. И так существует неопределенность. Так или иначе нужны достоверные прогнозы.