По словам директора Банковского института ВШЭ Василия Солодкова, гадать сколько будет стоить рубль завтра, также как и предсказывать его судьбу к концу этого года или на будущий год — фактически тыкать пальцем в небо. «Очевидно, что на рынке идет серьезная игра валютных спекулянтов, которые задействовали в ней значительные средства. Однако наибольшее влияние оказывает все та же глобальная причина — нестабильной цен на нефть. Мировой рынок нащупывает справедливую стоимость «черного золота», будет расти или падать спрос, как поведет себя китайская экономика. Прогнозы пока неутешительные — судя по всему, нефтяные котировки продолжат оставаться на низком уровне, значит и рубль будет слабым», — полагает эксперт.
С тем же мнением согласен и доктор экономических наук, завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко (В 2002—2003 годы — зампредседателя ЦБ). «Говорить о том, какие будут котировки — $50-40-60 — это спекуляция. Нынешняя рваная динамика нефти, а вслед за ней и рубля означает, что рынок ищет равновесную цену. Рыночные игроки уже приблизились к этому равновесию, но пока не нашли его. Многое будет зависеть о финансовых и производственных результатов в том числе и нефтяных компаний, которые станут известны в конце года. Они покажут, в какую сторону будет направлен тренд: в сторону снижения или в сторону повышения котировок. Есть определенная надежда, на коррекцию цен вверх», — полагает Константин Корищенко.
Действительно, продемонстрировав хорошую финансовую и производственную динамику, укрепят веру в свои ценные бумаги, котировки которых в этом случае вырастут, что, соответственно, положительно скажется на курсе рубля.
Как ни странно, из-за падения нашей валюты и снижения цен на нефть российские добывающие компании, согласно отчету Goldman Sachs, оказались самыми доходными в мире. Этот показатель у них составляет 8,4 %. Тогда как доходность азиатских нефтяников — 7,2%, а американских — 3%. Дивидендная доходность в России также самая высокая — 5,6 % Компании Латинской Америки приносят — 5%, североамериканские — 4,4 %.
Однако как долго продлится такой успех, совершенно не ясно. Например, Минэнерго считает, что в ближайшие 20 лет не стоит ждать роста валютных поступлений от энергоэкспорта. Как говорится в Энергостратегии России до 2035 года, проект которой недавно доработало министерство, в ближайшее время большинство импортеров будут развивать неуглеродные источники энергии и нетрадиционные виды топлива. Наша страна в таком случае будет терять долю мирового рынка, равно как и доходы.
Кроме того, производственные результаты — это палка о двух концах. Одна из главных причин нынешнего падения нефтяных цен — превышение предложение над спросом. По словам советника Института современного развития Никиты Масленникова, арабские предприятия не собираются снижать добычу. Россия также наращивает совою добычу. Так, в мае мы вышли на первое место в мире по объемам добычи нефти, обогнав Саудовскую Аравию. Прогнозы по спросу пока не радуют. Тот же Китай снижает потребности в сырье.
Это доказывает, что позиции рубля слабы и единичные всплески не говорят о глобальном развороте. Вместе с этим, по мнению Константин Корищенко, для России сейчас важны, скорее, не котировки нефти, на высоком ли они уровне или на низком, и не курс рубля, падает он или растет. Гораздо важнее, чтобы не было таких резких скачков, которые наблюдаются в настоящее время. Это окончательно дестабилизирует ситуацию, путает монетарную политику властей, провоцирует панику среди населения, увеличивает риск социального взрыва.