В принципе фталат и бифеназат, на которых погорели американские виноделы, широко используются в пищевой промышленности. В частности, бифеназат применяют исключительно при выращивании винограда — для борьбы с растительноядными клещами. В бутылки он попадает случайно. Фталат, в свою очередь, помогает сохранять виноградный аромат и создавать «эффект влажной пленки».
В небольших количествах, которые зафиксированы в нормативных документах, эти химикаты безвредны. Однако превышение установленных границ может привести к самому плачевному исходу. Как рассказала «МК» медицинский эксперт Дарья Белоусова, оба вещества могут вызывать сильные аллергические реакции, провоцировать астму и психические расстройства. Более того, эти химикаты в недопустимых фитосанитарными нормами объемах влияют на гормональную систему людей и вызывают сильные пищевые отравления. В частности, фталаты способны ослаблять действие тестостерона — основного гормона, стимулирующего функцию мужских половых органов.
Превышенное содержание именно этих химикатов Роспотребнадзор и нашел в партии американских сухих, полусухих и сладких вин марок Geyser Peak Merlot, Crane Lake Moscato и Gnarly Head Chardonnay. Алкогольная продукция этих марок изъята из оборота, а их ввоз запрещен до выяснения обстоятельств.
Это уже не первый случай, когда под запрет в нашей стране попадает алкогольная продукция из США. В августе прошлого года Роспотребнадзор запретил импорт в Россию Kentucky Gentleman. В нем нашли токсичное вещество, которое способно нанести вред печени, нервной системе и привести к раковым опухолям.
По ценам это тогда не ударило. Количество бутылок Kentucky Gentleman в нашей стране исчислялось двумя-тремя десятками тысяч. В случае с запретом отдельных марок вина ситуация, полагают эксперты, ситуация будет аналогичной. Доля американского вина на российском рынке незначительна — около 0,71% в годовом импорте всей винной продукции. По количеству ввозимого в нашу страну виноградного алкоголя (около 1 млн литров ежегодно) Штаты занимают 15-е место. В США эти вина дешевы — около $10 за бутылку, поэтому распространены среди потребителей. Но у россиян этот алкоголь не пользуется популярностью ввиду большого количества более качественных аналогов из исторически винодельческих стран: Франции, Испании, Чили, Аргентины, Грузии и даже Вьетнама. Санкционного вина на российских прилавках и того меньше — всего около 0,01%.
Как заявил «МК» президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович, каждый из производителей вина в различных странах пользуется своей рецептурой — как при выращивании винограда, так и при изготовлении конечного продукта. Применяемые химикаты обычно засекречены и выявляются в ходе санитарно-токсикологических экспертиз. «Очевидно, что на общие цены пропажа запрещенных марок не повлияет», — уверен эксперт. Поставщики из тех же Испании или Франции более ответственно подходят к своему производству. Случаев ограничений импорта из этих стран практически не было.
Кроме того, после возврата Крыма в состав России объем покупок крымской алкогольной продукции увеличился в 1,5 раза. Вместе с полуостровом в нашей стране появилось около 40 новых винодельческих хозяйств. Эксперты считают, что крымское вино уверенно обоснуется на российских прилавках и спрос на него будет расти год от года.