С учетом нового кредита ведущий авиаперевозчик страны заметно пополнит объем своих обязательств. Как следует из отчета «Аэрофлота» по РСБУ за 6 месяцев 2015 г., размещенного на официальном сайте компании, долгосрочные обязательства компании составляют 12,08 млрд рублей, краткосрочные достигли уже 103,17 млрд рублей. В этом же отчете речь идет и о серьезных убытках компании. Хотя выручка за полугодие и выросла на 48,2% по сравнению с показателями годичной давности, коммерческие расходы, увеличившиеся в 3,3 раза до 47,022 млрд рублей, уменьшили прибыли. Чистый убыток ПАО «Аэрофлот» по итогам шести месяцев 2015 года составил 1,063 млрд рублей.
Похоже, не спасают ситуацию и так называемые роялти. Авиакомпания получает, по данным открытых источников и как сообщают СМИ, порядка 200–300 млн долларов, которые платят зарубежные авиаперевозчики за право пролетать над Россией. При этом в 2009 году было заявлено об отказе от этих средств. Тогда говорилось, что без учета «пролетных» компания уже шесть лет является убыточной. А сегодня получается, что и с роялти авиаперевозчик стал убыточным?
Минэкономики проанализировало тенденции развития и перспективы гражданской авиации на 2015-2016 годы и пришло к неутешительным выводам. Эксперты отмечают, что к сложностям в отрасли привели использование избыточных провозных емкостей, то есть большого количества самолетов, которые летают полупустыми, а также высокая закредитованность компаний. «В Минэкономики считают, что уход с рынка ряда крупных компаний неизбежен», — говорил на страницах газеты «Коммерсантъ» заместитель министра экономического развития Евгений Елин. Таким образом, в зоне риска находится даже крупнейшая авиакомпания страны,
Компания продолжает активно наращивать провозные емкости. Только за первые шесть месяцев 2015 года авиакомпания увеличила парк на семь воздушных судов, говорится в сообщении «Аэрофлота» о производственных результатах за полугодие.
Озвучиваемые замминистра Евгением Елиным, который стал одним из инициаторов мониторинга в сфере гражданской авиации, меры вряд ли смогут быстро оздоровить отрасль и вывести ее из кризиса. Без крупных игроков и отрасли гражданских перевозок как таковой не будет. В таком случае напрашивается неприятный вывод: чиновники, похоже, забывают о тех, кто пострадает больше всего – обычных людях, пассажирах. Ведь граждан уход с рынка основных крупных перевозчиков коснется в первую очередь. Кто-нибудь задумывался о последствиях таких решений?