Ритейлеры, как выяснил «МК», уже готовы пересмотреть прейскурант в сторону увеличения. В первую очередь будут расти ценники на бытовую технику, компьютеры, смартфоны и прочие гаджеты. Учитывая, что с середины мая курс доллара, а именно в нем рассчитано большинство контрактов отечественных продавцов с зарубежными партнерами, вырос почти на 30%, аналогичное подорожание ждет и наиболее популярную импортную электронику.
Россияне становятся все менее расточительны и начинают экономить практически на всем. Причем, это касается как продуктовой линейки, так и, что называется, различных излишеств — товаров, которые приобретаются, скорее, из прихоти, нежели из-за реальной потребности.
Маркетинговые исследования показывают, что в I полугодии продажи, например, бытовой техники сократились более чем на 35%. Это не странно. Людям попросту не хватает на нее денег. Только в июне реальные доходы наших сограждан снизились на 3,5%, а реальные зарплаты — на 7,2%. Согласно опросу аналитиков Института социальной экономики и исследовательской группы W-City Community Research, проведенного среди жителей крупных мегаполисов, за последний год, с момента введения против России западных санкций, уровень жизни наиболее активных в экономическом плане россиян снизился на 25%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума во II квартале составила 23 млн человек. В целом уровень бедности вырос с 13,8% в прошлом году до 15,9% в нынешнем. Фактически за чертой бедности находится каждый пятый трудоспособный россиянин.
Вообще прослойка, которая была сформирована в России в «тучные» 2000-е годы и называемая «средним классом», рушится на глазах. За последние полгода бывшим его представителям пришлось достать из загашников и потратить до $10 млрд.
Дальше, судя по всему, будет только хуже. По мнению коммерческого директора ГК «Желдорэкспедиция» Евгения Можаева, сейчас покупательная способность населения находится на невысоком уровне. Люди в первую очередь обращают внимание на товары средней ценовой категории, растет спрос в интернет-магазинах, а традиционный ритейл несет убытки. Потребители стали более избирательны: стали внимательнее к цене товара и его характеристикам, отказались от брендовых изделий. «Если рубль останется на нынешнем уровне, то подорожание коснется всех сегментов. Спрос на импортные товары средней категории упадет», — полагает эксперт.
А вот цена на них, напротив, вырастет. Как рассказал представитель крупной зарубежной компании-производителя электроники, они уже готовы пересмотреть свою ценовую политику и привести прейскурант в соответствие с валютными курсами. Причем скачка стоит ожидать уже к сентябрю.
«Большая часть техники в Россию приходит по контрактам, рассчитанным в долларах. Дистрибьютор поставляет товар в магазины по курсу на день продажи. Пока распродается электроника и бытовая техника со складов, исходя из цены примерно в 55 рублей за доллар. К осени ситуация изменится коренным образом. Накопленные товары по старым ценам будут распроданы. Новые партии будут торговаться по нынешнему курсу. Нетрудно подсчитать, насколько вырастут ценники: доллар с мая подорожал на 30% — и импортные товары медленно, но верно движутся к тому же показателю», — рассуждает собеседник «МК».
Менеджер еще одной крупной торговой сети заявил, что повышение цен на бытовую технику — холодильники, пылесосы, телевизоры, стиральные машины — может составить даже до 40%: «Нужно понимать, что вслед за долларом и инфляцией растет и арендная плата. При таких темпах различные акции и дисконтные распродажи, когда ритейлеры делают ставку на «число, а не на умение», уже не проходят. Такие маркетинговые ходы уходят в прошлое. Цены будут расти, а рост цен, как известно, это билет в один конец».
Так какие же будут цены? В настоящее время средняя цена наиболее доступного импортного холодильника составляет 31 тыс. рублей. Прибавляем 30–40%, получаем, соответственно, 40–43 тыс. Стиральную машину еще можно купить за 26 тыс. Кто не успел — торопитесь. Скоро будет 34–36 тыс. Относительно недорогой пылесос стоит 14 тыс. Калькулируем на рост курса доллара — готовь 18–20 тыс. Телевизор диагональю 122 сантиметра (для поклонников голубого экрана) стоит 38 тыс. В сентябре его цена обещает подскочить до 50–53 тыс. Ценник на один из популярных среди россиян смартфонов — 12 тыс. Ритейлеры уже готовы его поднять до 15–17 тыс. И так далее.
Что же остается в такой ситуации? Отказаться от импортных товаров? Но отечественных аналогов не так много. Обойтись без телевизора, утюга или стиральной машины сейчас практически невозможно. Остается только копить, экономя на всем остальном.