Согласовать реализацию новой газопроводной системы всегда было гораздо сложнее, нежели ее непосредственно построить. «Турецкий поток» не является исключением. Этот маршрут должен стать альтернативой «Южному потоку», создание которого было заблокировано Евросоюзом. Труба должна пройти через акваторию Черного моря сначала в Турцию, а потом в другие европейские страны. Анкара дала добро на строительство этой газовой ветки. Но со временем в ходе реализации проекта начали возникать непредвиденные препоны.
Во-первых, турки потребовали скидку за российский газ. Анкара предполагала создать на своей территории распределительный узел, через который сырье могло бы экспортироваться далее в Европу. В этом случае Анкара выступала бы уже не только покупателем, но и перепродавцом газа. Соответственно, ей бы хотелось получать свою маржу.
«Газпром» скидку дал — 10,25%. Правда, официального соглашения стороны пока не подписали. Турция заявила, что не будет ставить палки в колеса этого проекта, но все обещания лидеров его государства выглядят довольно туманными и размытыми. В частности, как ранее заявлял посол Турции в России Умит Ярдым: «Турция сказала российской стороне о своей позиции. Но это маленькая часть той массы вопросов, которые мы обсуждаем».
Впрочем, судя по всему, в настоящее время основная масса этих вопросов связана не столько с «Газпромом» или Россией в целом, а с внутренними противоречиями в руководстве Турции. Основанная нынешним президентом страны Тайипом Эрдоганом Партия справедливости и развития на выборах 7 июня не получила большинство в парламенте. Переговоры о создании коалиции также пока безуспешны. Если ее не сформировать, то в Турции грядут перевыборы, которых, скорее всего, придется ждать до октября.
Причем окончательная судьба «Турецкого потока» будет решена на встрече Владимира Путина с президентом Турции Эрдоганом, которая должна состоятся осенью.
В «Газпроме» надеются, что очередная заминка в процессе создания «Турецкого потока» не будет решающей и осенние переговоры Путина и Эрдогана завершатся успехом. Впрочем, судя по всему, полной уверенности в газовой монополии нет. «Анкара неоднократно выступала в роли неконструктивного и нестабильного переговорщика. Стоит вспомнить 2003 год, когда наша страна завершила строительство российско-турецкого газопровода «Голубой поток». Анкара, сославшись на огрехи в межправительственном договоре, не только смогла снизить объемы закупки «голубого топлива», но и выбила себе скидку. Не исключено, что новое правительство, которое в Турции может появиться в сентябре-октябре, будет гнуть свою линию в переговорах с Москвой», — заявил «МК» источник в «Газпроме».
Однако рычаг давления на Турцию у России сохраняется. С начала года Анкара сократила на 26% закупку газа по Трансбалканскому трубопроводу и увеличила импорт на 7,5% по «Голубому потоку». Турок привлекает более низкая цена российского «голубого топлива». Очевидно, что до осенней встречи Путина и Эрдогана ценовой вопрос будет еще неоднократно проработан и поставлен во главу угла.