Как сообщает эстонское телевидение, казахи согласились с отчетами русских экспертов из Россельхознадзора. Заключение было составлено по итогам проведенных в мае инспекционных проверок латвийских и эстонских рыбоперерабатывающих предприятий. Тогда были выявлены нарушения ветеринарно-санитарных требований Евразийского экономического союза. Например, эксперты обнаружили в рыбных консервах повышенное содержании вредных и опасных веществ.
Прибалтийские шпроты по-прежнему очень популярны у россиян, да и вообще на территории бывшего СССР, этот продукт родом из нашего советского детства, поэтому очень мало кто знает, что внутри банки, помимо вкусной рыбы, есть масса вредных веществ. В частности, опасный канцероген – бензапирен.
По мнению некоторых экспертов, это вещество относится к ядам первой категории. Его концентрация в пище должна быть минимальна. Российский стандарт допускает не более 0,001 грамма на килограмм пищи. Кстати, дальний химический предок бензапирена – нафталин. И от него дохнет не только моль.
И все-таки такая последовательность запретов на ввоз рыбной продукции – сначала РФ, потом Казахстана – из стран Прибалтики, которые активно критикуют внешнюю политику России, наводит на мысль, что здесь что-то нечисто и дело вовсе не в нарушении технологии обработки рыбы.
«Тут нет никакой политики, – категорически возражает Юлия Мелано, официальный представитель Россельхознадзора, – во-первых, наши казахские коллеги далеко не всегда соглашаются с выводами российских экспертов. Они принимают решения абсолютно самостоятельно, и никаких обязательств всегда поддерживать нашу точку зрения у них, даже как у членов Евразийского экономического союза, нет. Во-вторых, речь идет ведь не о качестве продукции, а о безопасности для здоровья. Поймите, что это совершенно разные вещи. К примеру, платье может быть плохо скроено, качество товара низкое, но здоровью покупателя это не грозит. А совсем другое, когда есть прямая опасность отравления. Кстати, мы все свои замечания послали в Прибалтику, и уже получили ответ от ветеринарной службы Латвии, что коллеги с нашими выводами согласны и сейчас пытаются устранить все проблемы. У нас с ними очень конструктивные отношения. Думаю, они понимают, что в чем-то недоработали, может, ослабили мониторинг на производстве, или была допущена некачественная партия рыбы. В любом случае это рабочий момент, который надо устранить. И они с этим согласны. После того, как все наши замечания будут учтены, запрет на ввоз рыбных консервов может быть отменен».
Между тем, Эстония поспешила назвать действия российской стороны политически мотивированными. «Мы знаем, что наши предприятия и наша продукция отличные, – заявил в местной прессе глава ветеринарно-продовольственного департамента Эстонии Аго Пяртеля. – Эстонская продукция соответствует всем стандартам ЕС и безопасна для потребителей».
По данным Федеральной таможенной службы РФ, рыбные консервы и готовая рыбная продукция, отправляемая в Россию, до периода западных антисанкций составляла почти треть всего латвийского экспорта в денежном выражении ($40 млн), или почти половину в натуральном выражении (33,7 тысячи тонн). Эстония в 2013 году экспортировала рыбную продукцию в Россию на сумму 15 млн евро.
«Может быть, в местной прессе наши эстонские коллеги и делают такие резкие заявления, но в нашей рабочей переписке тональность совсем другая: как Латвия, так и Эстония оперативно дали ответы нашему ведомству, что в срочном порядке постараются устранить все нарушения, – гоаорит Юлия. – Есть лабораторные исследования, на основе их мы и делаем выводы. А химические результаты нельзя опровергнуть. Это наука точная».