Очевидность последнего факта понимают и в самом «Нафтогазе». Добычу на месторождении «Мцаре хеви» в Восточной Грузии американская Frontera Resources начала только в прошлом году. И, несмотря на довольно серьезный потенциал этого ресурса — запасы оцениваются в 42 млрд кубов, нынешнее производство невелико и даже не способно закрыть потребности грузинского рынка энергоносителей.
«Другого производства газа, кроме «Мцаре хеви», в этой стране практически нет. Да и попытки освоения этих залежей выглядят скорее как авантюра, а не масштабный сырьевой проект. Грузия импортирует не только углеводороды — нефть и газ, но и другие виды энергоресурсов. Так, только в прошлом году после долгого перерыва Тбилиси удалось договориться с предприятием «Газпром Армения» о закупке электроэнергии», — рассказал «МК» источник в энергетической сфере.
Любопытно, что, заключая соглашение с Тбилиси об освоении «Мцаре хеви», американцы клялись, что это месторождение «станет гарантом энергонезависимости Грузии».
Впрочем, поставки газа из Грузии на Украину — дело не нынешнего дня. По словам директора по развитию НАК «Нафтогаз Украины» Юрия Витренко, «понадобится два-три года, пока мы сможем детально говорить о конкретных поставках газа Украине, и это те сроки, которые мы обсуждали с Frontera, — 2017 год».
Стоит обратить внимание на тот факт, что для поставок грузинского сырья (как предполагается, это будет сжиженный природный газ — СПГ) Украина намерена построить соответствующий терминал. Его стоимость оценивается почти в $1 млрд. Где Киев возьмет эти средства — непонятно. Да и поставки «голубого топлива» через все Черное море будут чересчур накладными, причем конечная цена газа окажется гораздо выше, нежели у «Газпрома».
Кроме того, дожить до 2017 года Киеву будет затруднительно. «Нам необходимо иметь на начало отопительного сезона (2015 года. — «МК») около 19 млрд кубов газа в хранилищах, так как я все-таки прогнозирую, что зима может быть не совсем теплой», — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк на последней встрече с представителями своего кабинета министров.
В отсутствие российского сырья страна явно зиму не переживет. Реверсные поставки из Словакии положения не спасут. Придется либо договариваться с «Газпромом», либо уповать на Евросоюз, который пока не спешит делиться газом с Украиной. ЕС пытается добиться от России скидок для себя. В апреле Еврокомиссия уведомила «Газпром» о нарушении российской компанией антимонопольного законодательства на рынках Центральной и Восточной Европы. ЕС считает, что «Газпром» использует доминирующее положение и тем самым добивается необоснованных обязательств. Как по ценам, так и по инфраструктуре и транспортировке газа.
23 июля зампред «Газпрома» Александр Медведев провел переговоры с еврокомиссаром по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер, на которых и обсуждалась эта проблема. «Мы не согласны с выводами комиссии о якобы завышенных ценах — особенно в условиях, когда наши цены приближаются к рекордно низким для наших клиентов по всей Европе», — заявил Медведев.
Учитывая, что у ЕС существуют собственные разногласия с Россией в газовой сфере, будет сомнительно, что Брюссель станет отстаивать интересы Украины в энергетическом вопросе.