Расти ставки по вкладам начали с середины прошлого года, после того как Банк России поднял ключевую ставку сразу на 6,5% — до 17%. Так, в декабре прошлого года можно было положить деньги в банк под 20% годовых. Как поясняли в ЦБ, мегарегулятор таким образом пытался охладить рост цен. И в принципе ему это удалось. Так, если в феврале среднегодовая инфляция составляла 16,9%, то на начало июля уже 15,3%.
Наметившееся снижение инфляции подтолкнуло ЦБ начать постепенно опускать ключевую ставку. Последний раз ЦБ уменьшил ее до 11,5%.
В ответ на это стали снижаться все ставки в экономике, в том числе и по вкладам. Так, по данным ЦБ, средняя максимальная ставка по рублевым депозитам в российских банках во второй декаде июля снизилась с 11,04% до 10,78%. Ранее столь низкий уровень был зафиксирован в декабре прошлого года. Тогда ставки достигали 10,58%.
Как поясняют эксперты, снижение ставок по депозитам означает, что в банковском секторе наметилась стабилизация. Кризис ликвидности пройден. «Кризис доверия между банками сходит на нет, кредитным организациям проще привлечь средства», — поясняет «МК» финансовый аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин.
Однако, по словам эксперта, ждать дальнейшего снижения ставок пока не стоит. Для этого необходимо, чтобы ЦБ и дальше продолжил опускать ключевую ставку.
«Банки не могут снижать ставки в отрыве от ключевой ставки. Стоимость денег в экономике задает ЦБ. Если мегарегулятор снизит ключевую ставку, то за ней потянутся ставки по вкладам. Но ЦБ пока не может на это пойти. Дело в том, что таким образом он борется с инфляцией, которая снижается, но пока не достигла нужного уровня. Думаю, что это будет длительный процесс. Ставки ниже 10% мы увидим только к концу текущего года», — комментирует «МК» Тимур Нигматуллин.
Между тем оздоровление банковского сектора совсем не означает оздоровление российской экономики. «Если говорить о кризисе ликвидности, то его пик, вероятно, пройден. Но, если смотреть в целом на экономику страны, мы находимся в активной фазе кризиса, и просвета пока не видно, особенно если наблюдать за динамикой нефтяных котировок», — полагает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский.
Всем ясно, что цены на нефть продолжают падать — и эта тенденция сохранится в ближайшем будущем. Рубль по понятным причинам будет также слабеть. Так почему же рядовые вкладчики, видя, что процентные ставки в банках падают, не бегут оттуда и не прячут сбережения под подушку в валюте, а продолжают надеяться на отечественные кредитные организации?
Во-первых, это говорит о низкой финансовой грамотности. Доверяя средства банку, люди надеются, что их не обманут.
Во-вторых, по словам Нигматуллина, положение в российском банковском секторе восстанавливается. Мы пережили потерю — возможность занимать дешевые деньги на Западе, — внутри России нашелся собственный финансовый потенциал. Доходность сбережений во многом зависит от инфляции. Как обещает ЦБ, инфляция к 2018 году снизится до 4%. Значит, и банковские ставки снизятся до 6–7% годовых. Однако это для населения все равно будет выгодно. Для сравнения, в западных банках доходность составляет 1,5–2%. Это считается нормальным: позволяет банкам не терять клиентов, а вкладчикам — хранить деньги в финансовых институтах.