Санкции с Ирана могут быть сняты в начале 2016 года. По словам главы российского МИД Сергея Лаврова, проект резолюции СБ ООН Тегерана и «шестерки» международных посредников согласован. Евросоюз обещает снять с Ирана санкции в отношении банковских операций, страхования и доступа к международной системе платежей SWIFT. Соглашение предусматривает отмену ограничений для ЕС на импорт нефти и газа из Ирана.
В результате, цены «черного золота», за прошлый год упавшие в 2,5 раза до $57 за баррель, рискуют снизиться еще больше. Для России это будет означать очередную дыру в бюджете (он рассчитан исходя из $60). Российская валюта может провалиться ниже 75 рублей за доллар, а средств Резервного фонда не хватит и на половину 2016 года.
Впрочем, как сообщает Банк России, соглашение по Иранской ядерной программе учтено в прогнозах большинства участников валютного рынка. Динамика курса рубля формируется под влиянием колебаний цен на нефтяном рынке, а это не только события вокруг Ирана, но и тревожное экономическое положение в Китае и война на Донбассе.
ЭКСПЕРТЫ «МК»:
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «Финам»:
«Иран является одним из крупнейших производителей нефти в мире. Однако за время санкций его добывающая промышленность пришла в плачевное состояние. Заявления Тегерана о том, что в случае снятия эмбарго на поставки «черного золота», страна сможет сразу нарастить поставки на внешний рынок на 1 млн тонн, выглядят неубедительными. Максимум, что они смогут сделать это — 200 тыс тонн. Однако потенциал роста добычи и экспорта у Ирана сохраняется. Через год стране вполне по силам достигнуть заявленных экспортных объемов. Это неизбежно приведет к снижению нефтяных котировок. Сейчас избыток сырья на рынке составляет 1,5-2,5 млн баррелей в сутки. Через год избыток может вырасти до 3-5 млн баррелей, чему будет способствовать рост экспорта Ирана. Провал цен будет обеспечиваться и решением американской ФРС об увеличении процентной ставки. Доллар тогда будет расти в цене, что приведет к обвалу серьезному давлению на нефтяные котировки и соответственно к провалу рубля. Обрушение стоимости «черного золота» на 20% приведет к такому же провалу курса российской валюты. Что касается возможности нивелировать Россией снижение нефтяных цен путем наращивания экспорта вооружения в Иран, то это вряд ли бы стало эффективной заменой. Тегерану требуется электроника, которую наша страна по большей части закупает за рубежом. Поэтому большой выгоды я в этом не нахожу».
Анна Кокорева, финансовый аналитик:
Санкции не будут сняты моментально, но инвесторы уже негативно реагируют на информацию о том, что история с иранской ядерной программой может завершиться. Переговоры в Вене сегодня и завтра будут основным фактором, который повлияет на динамику нефтяных котировок. Цена на нефть марки Brent может снизиться до $55.
Виталий Лакеев, ведущий аналитик Локо-Банка:
«До введения санкций Иран добывал почти на 1 млн. баррелей нефти в сутки больше, чем сейчас. При снятии санкций страна может нарастить добычу на этот объем. Для рынка, на котором и так наблюдается избыток предложения, выход дополнительного объема в размере 1 млн. баррелей (около 1% мирового предложения) является негативной новостью. Эффект может быть сглажен, если страны ОПЕК согласятся пропорционально сократить добычу».
Александр Разуваев, директор аналитического департамента:
«Иран заявляла о планах по увеличению экспорта нефти с 1,2 млн до 2,3 млн. баррелей в день. На сырьевом рынке существуют опасения, что увеличение экспорта со стороны Ирана обрушит цены на «черное золото». Однако «серый» экспорт из Ирана и так был достаточно высок. Теперь Иран начнет экспорт в «белую». Более серьезным негативом для цен на нефть является монетарный фактор, рост ставки ФРС и удорожание денег. Вместе с тем, с точки зрения себестоимости и будущих инвестиционных расходов в новых нефтяных провинциях цены на нефть однозначно остаются заниженными. Значит — в долгосрочном плане можно надеяться на их рост и как следствие укрепление рубля. Военно-технической сотрудничество России и Ирана продолжится. Запад России в этом вопросе не указ. Однако, эти деньги не сопоставимы с нефтяными».
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Иран может окончательно освободиться от финансово-экономических санкций Запада до конца года. Как только это произойдет, экспорт иранской нефти увеличится в разы. Речь идет о дополнительных 3-4 млн. баррелей в сутки, объеме, который был характерен для него государства в 2011 году. Разумеется, увеличение предложение на рынке энергоресурсов на фоне актуальных проблем со спросом, станет причиной еще большего давления на позиции нефти. Стоит отметить, что на текущий момент одних только ожиданий задействования всех производственных мощностей Ирана, касающихся выработки углеводородов, уже оказалось достаточно, что обвалить стоимость Brent ниже $60 за баррель. Уверен, что после фактической отмены санкции, коррекционный импульс нефти продолжится. Как следствие, не меньшее давление будет оказано и на российскую валюту, традиционно коррелирующую со стоимость энергосырья. Как только Brent просядет ниже $55 за баррель, пара USDRUB вполне может оказаться за пределами 60,00 рублей за один доллар».
Ани Круж, финансовый аналитик Lionstone Investment Services:
«В данный момент санкции в отношении Ирана продолжают действовать. Известно, что стороны пришли к соглашению по вопросу ядерной программы в обмен на смягчение санкций против Ирана. Вероятно, после отмены санкций в начале 2016 года, Тегеран сможет увеличить экспорт нефти в Европу, уже сейчас рынок закладывает данный факт в стоимость черного золота. Скорее всего, цена на нефть если и снизится, то незначительно. Надо сказать, что стран экспортеров вполне устраивает цена нефти выше $55 за баррель. Доллар, вероятно, продолжит торговаться в диапазоне 55-60 рублей, так как увеличение экспорта нефти из Ирана не окажет серьезного влияния на спрос».