Москва объясняет разрыв соглашения с Saipem, по сути, техническими причинами. «Расторжение контракта между «Газпромом» и итальянским подрядчиком Saipem не повлияет на реализацию проекта «Турецкий поток» и является техническим вопросом. Проект продолжает реализовываться. Мы продолжаем работать с турецкими партнерами по согласованию межправсоглашений», — уверяет глава Минэнерго Александр Новак.
Но существует подоплека. «Турецкий поток» — это альтернатива «Южного потока», который Россия собиралась построить, чтобы окончательно избавиться от необходимости пользоваться газотранспортной веткой через Украину. Однако Брюссель встал на сторону Киева. Европейские парламентарии предъявили «Газпрому» условие: трубой должны пользоваться несколько поставщиков, а не только Россия, а транспортировкой и продажей газа должны заниматься не связанные с ними посредники.
Кремль пошел в отказ: в каждом из бизнесов Москва рассчитывала иметь контрольный пакет. В результате «Южный поток» был заморожен, а «Газпром» заявил о расширении газопровода в сторону Турции. Первые трубы в эту страну проложили в 2003 году. Назвали газопровод «Голубой поток». Его мощность (16 млрд кубометров) в рамках проекта «Турецкий поток» предполагается расширить до 63 млрд. Также на территории Турции рассчитывают создать газотранспортный узел (хаб).
Россия на этом проекте выигрывает дважды. Во-первых, увеличивает экспорт газа, который и так ежегодно приносит $55 млрд. Во-вторых, через Турцию «голубое топливо» можно поставлять в Европу. Причем, как и в случае с «Южным потоком», в обход ненадежной Украины. Номинально продавцом газа становится Анкара, а претензии Брюсселя о либерализации экспортного рынка газа Европы сходят на нет.
Однако Россия решила продлить «Турецкий поток» в Грецию и там же создать еще один хаб для дальнейших поставок в Европу. Это не понравилось Анкаре. Более того, Анкара пригрозила подать иск к «Газпрому» в международный арбитраж и заморозить все двусторонние переговоры по «Турецкому потоку».
В этой связи, как полагают эксперты, разрыв контракта «Газпрома» с итальянской Saipem может говорить о двух вещах. По официальной версии, контракт был расторгнут по техническим причинам. Действительно, новый проект предполагает новые тендеры и поиск нового подрядчика.
Вместе с этим за простой в реализации какого-либо проекта всегда нужно платить. Например, за простой судов-трубоукладчиков в Черном море при строительстве «Южного потока» «Газпрому» приходилось отдавать до $50 тыс. в сутки. Разрывая соглашение с Saipem, российская сторона перестает выплачивать неустойку. Однако это может говорить и о том, что договоренности Москвы с Анкарой носят только рамочный характер и конкретные соглашения могут быть пересмотрены еще неоднократно.
Андрей Люшин, заместитель председателя правления, Локо-Банка:
«В качестве компромиссного варианта можно рассмотреть снижение цены на газ для Турции и договоренность и продлении транзита через Украину после 2019 года. Министр энергетики Новак заявил о том, что никаких сроков по реализации проекта нет, так что у «Газпрома» есть время для того, чтобы найти нового партнера для запуска Турецкого потока. До сих пор идут споры вокруг цены на газ с турецкими властями, у которых есть альтернатива в виде газа из Туркмении, поэтому весь вопрос заключается в формуле цены. Турецкий рынок является очень перспективным, и Анкара пытается повысить цену за вход».