МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Канада на пороге "нефтяной рецессии" - вместе с Россией

Власти обеих стран проявляют оптимизм, но насколько это обоснованно?

У России и Канады есть немало разногласий. Недавно глава комитета по международным делам Госдумы РФ Алексей Пушков назвал Канаду «самым антироссийским государством». Но у Канады и России есть нечто общее: обе страны являются крупными поставщиками нефти на мировой рынок, обе несут экономический ущерб из-за падения нефтяных цен, и в Москве, и в Оттаве власти пытаются преуменьшить последствия.

Фото: Геннадий Черкасов

Две авторитетные финансовые организации, американская Bank of America Merrill Lynch и японская Nomura Holdings, Inc., предсказывают падение ВВП Канады во втором квартале этого года соответственно на 0,6% и 0,5%. (Уже есть официальная статистика за апрель: минус 0,1%.) Если это предсказание сбудется, то Канада официально вступит в рецессию, так как в первом квартале ее ВВП уже сократился на 0,6%, а экономисты определяют рецессию как два последовательных квартала с отрицательным ростом ВВП. К концу года, по прогнозам, канадский доллар упадет до 70 центов США (сегодня он стоит 80). А это еще больше ухудшит ситуацию: львиная доля канадского импорта — из США.

Канада занимает пятое место в мире по объемам добычи нефти (после России, Саудовской Аравии, США и Китая). Ее нефтяные резервы являются третьими по величине в мире (после Венесуэлы и Саудовской Аравии). Канада — самый крупный поставщик нефти в страну, являющуюся самым большим ее потребителем, — США. Но в сегодняшней ситуации, когда нефть на мировом рынке (особенно в Западном полушарии) редко выходит за пределы коридора 50–60 долларов за баррель, нефтяная подкормка канадского бюджета становится все более скудной. Хотя надо оговориться, что зависимость бюджета Канады от нефти в разы меньше, чем в России, поскольку ее экономика более диверсифицирована и технологически продвинута.

В апреле канадский центробанк прогнозировал, что в текущем году ВВП увеличится на 1,8%, что считается слабым показателем. Сейчас многие экономисты вообще не уверены, что 2015-й станет для Канады годом какого бы то ни было экономического роста. Коллапс нефтяных цен влечет за собой сокращение доходов корпораций, работающих в энергетическом секторе, и их капиталовложений. Это отражается на общенациональном объеме бизнес-инвестиций и создании новых рабочих мест. Безработица в Канаде продолжает оставаться чересчур высокой — 6,8% (это, конечно, лучше, чем 8,7% в 2009 году, но для благополучия надо сбросить еще процента полтора), и нефтяная дешевизна не будет содействовать улучшению положения. С «нефтянкой» связаны многие отрасли, обслуживающие ее.

До последнего времени эксперты прогнозировали выход федерального бюджета Канады в профицит по итогам 2014–2015 финансового года (до этого семь лет подряд был дефицит бюджета). Но выход из минуса в плюс теперь может и не состояться — так считают аналитики, хотя министр финансов Канады Джо Оливер продолжает с оптимизмом говорить о профиците.

В этом, кстати, он похож на своего российского коллегу Антона Силуанова, который в середине июня заявил, что спад экономики России в 2015 году составит 2%–2,5% (опрошенные агентством Bloomberg экономисты сошлись в среднем на 3,5%). Оптимизм — штука хорошая, но все-таки думается, что реализм лучше. Так, Федрезерв США медлит с повышением учетной ставки, боясь нарушить хрупкий рост американской экономики — 2,5% в 2015 году согласно прогнозу МВФ и не более 2% по прогнозу центробанка США. Свой прогноз хуже чужого, хотя экономика США куда более самодостаточна и менее зависима от нефтяных цен, чем и канадская, и российская.

Илья БАРАНИКАС, Нью-Йорк

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах