Одна из главных уступок со стороны Афин — обязательство к 2022 году повысить возраст выхода на пенсию до 67 лет. Изначально Ципрас планировал сделать это не ранее, чем к 2036 году.
Однако, и кредиторам предлагается пойти на некоторое смягчение политики — в частности, речь идет о выплатах малообеспеченным пенсионерам надбавок по программе EKAS. По задумке Брюсселя, доплаты должны быть упразднены к 2017 году, Греция же предлагает 2019 год.
Помимо этого, Афины предлагают компромисс в вопросе об НДС: кредиторы требовали общую ставку в 23%, правительство Ципраса выступало за разные ставки для различных товаров и услуг. В итоге предлагается часть продуктов обложить по ставке 23%, основные же продукты — по 13%.
Некоторые восприняли предложения, направленные Ципрасом его партнерам, «капитуляцией». Однако, как полагает заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий ДАНИЛОВ, инициатива Афин не только вписывается в провозглашенную греческим премьером политику, но и фактически снимает с повестки дня вопрос о возможном выходе Греции из еврозоны.
«Объективно Ципрас сейчас выполняет все свои предвыборные обязательства, поскольку ведет достаточно грамотную тактическую игру. – отметил эксперт в беседе с «МК». – Об этом, в частности, говорит и сам тот факт, что свои предложения он предоставил практически в последний момент, когда переговоры вступили в стадию цейтнота. Более того, греческие предложения многими в Евросоюзе и Еврогруппе рассматриваются как значительный политический шаг Ципраса; но в то же время многие уверены и в том, что меры, предлагаемые Афинами, недостаточны. В этом смысле премьер Греции никого не обманул — он не идет на значительные уступки и, в принципе, держит удар. Другой вопрос — как на это отреагируют партнеры по ЕС. Еще не так давно ситуация складывалась таким образом, что Евросоюз, – по крайней мере, ведущие его страны, – готов был рассматривать вариант выхода Греции из еврозоны. Сейчас, похоже, этот вариант все же снят с практической повестки.
Конечно, ЕС попытается выжать максимум из Греции, но едва ли соглашение не состоится. Переговоры будут трудными, возможно, будут какие-то новые технические условия, но, по моим прогнозам, договоренность будет достигнута в последнюю минуту.
Для того, чтобы идти по пути выхода Греции из еврозоны, кто-то из Евросоюза должен взять на себя ответственность за это. Думаю, сейчас, учитывая, что это бьет по многим больным точкам стран-членов ЕС, вряд ли кто-то готов взять на себя подобную роль разрушителя. Поэтому, полагаю, сейчас подобный путь маловероятен. Ситуация изменилась — если бы Ципрас не представил свои предложения, можно было бы говорить, что ЕС потерял шансы удержать Грецию. Но предложения есть, которые нужно обсуждать и из которых нужно исходить».