В своем обращении Владимир Тасун пишет, что «в 2015 году у авиакомпаний Российской Федерации возникли сложности с получением субсидий из федерального бюджета за выполненные перевозки», так как правительством «установлено дополнительное требование, когда «субсидии предоставляются при условии отсутствия у получателя субсидии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».
«Авиаперевозчики, - пишет Тасун, - в настоящий момент не могут получить субсидии за уже выполненные перевозки», в связи с чем АЭВТ просит «рассмотреть необходимость внесения изменений» в законодательство в части правоприменения нормы, связанной с наличием задолженностей.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию «МК» попросил Заслуженного пилота СССР, члена Общественного Совета Росавиции и Ространснадзора Олега Смирнова:
- Начну с того, - заявил он, - что субсидии — это в принципе не рыночный механизм, а потому их получение в условиях современной экономики России вызывает те коллизии, на которые как раз и указывает Тасун в своем письме. Кроме того, субсидии имеют серьезные ограничения — это конкретная сумма, пользу от которой могут получить далеко не все, а лишь небольшое количество пассажиров. Допустим, если в Симферополь возят порядка миллиона пассажиров, то субсидируется где-то порядка 100 тысяч, если не меньше. Остальные летят по рыночным ценам без всяких субсидий, а потому дешевые дотационные билеты выбираются еще за 3-4 месяца до даты вылета. Но теперь оказывается, что не только пассажиры, но еще и авиакомпании ограничиваются в своем праве на субсидирование, не имея возможности получить деньги, заложенные под их субсидирование в госбюджете, так как не выполняют некоторые условия, которые им выставило государство. А условия таковы: субсидии не предоставляются перевозчикам, не уплатившим своевременно налоги, сборы и другие положенные платежи. На первый взгляд, требование справедливое. Однако компаний, которые в данный момент у нас имеют долги по различным государственным выплатам, очень много. Это связано с тем, что сейчас наша гражданская авиация переживает, скажем мягко, особый период. К нему привел последний кризис, когда рубль резко подешевел. Истоки и причины такого положения дел лежат в той стратегии, о которой мы, специалисты давно предупреждали, в том числе на страницах «МК». А именно: Россия полностью перешла к перевозкам на западной авиатехнике, что явилось большой ошибкой, в первую очередь политической. И в результате, что мы теперь имеем? Лизинг за самолеты, взятые на Западе, авиакомпании платят в валюте, запчасти покупают за доллары, тяжелые ремонты так же делают за валюту, при этом билеты продают в рублях. Но сильно подешевевший рубль не дает возможности трансформировать его в необходимое количество валюты, которую приходится платить за обслуживание самолетов. А потому из-за финансовых проблем практически все авиакомпании на сегодня имеют различные задолженности. Но правительство говорит: те, у кого имеются долги, субсидий не получат. И что вынуждены делать перевозчики? Зная, что субсидий в соответствии с регламентирующим документом правительства не получит, они продают билеты по рыночной стоимости. Вот и получается, что если правительство не услышит обращения Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, то уже в ближайшее время доступные перелеты в такие регионы страны как Крым, Калининград, или Дальний Восток превратятся в приятное воспоминание.