Внешняя схема такая: на одно место продано сразу два билета, но поехать может только один пассажир, успевший зарегистрироваться первым.
Скажете, справедливо? В Минтрансе, который подготовил этот законопроект, считают, что да. Как показывает практика, довольно большое число заранее купивших или забронировавших билет пассажиров в последний момент отказываются от поездки. Они сдают свои «тикеты» (конечно, с дисконтом), самолеты отправляются полупустыми и перевозчики терпят убытки.
Оценивая статистику — на каких маршрутах, в какое время и сезон бывает больше всего «отказников» — компании продают на них больше билетов, чем мест. Чтобы подстраховаться и снизить риски получения убыточных рейсов. На мировом рынке аналогичные ситуации могут возникать не только у пассажиров авиакомпаний, но и самых разных отраслях, включая дорогостоящие морские круизы или в гостиничной сфере, когда продается больше путевок, чем мест на теплоходе или номеров в отеле.
На самом деле в нашей стране тоже уже давно действует такая система. Перевозчики, особенно, авикомпании, заранее продают чуть больше билетов, чем мест, а когда пассажир устраивает скандал, ему говорят, что произошел технический сбой.
То есть, фактически, государство теперь хочет узаконить подобные фарс-мажоры. При этом, с одной стороны, решаются две проблемы. Компаниям это позволит снизить убытки, а пассажиры смогут рассчитывать на законную компенсацию. Перевозчики должны будут в обязательном порядке компенсировать пассажиру убытки: пересадить на другой рейс, оплатить ночь в гостинице, в конце концов, накормить бесплатным ужином. Оптимально, если клиент взял билет в «экономе», а получает место в «бизнесе». Подобные услуги некоторые компании предоставляют, но залезьте в Интернет - и увидите множество жалоб на авиакомпании, которые зачастую предоставляют клиентам совершенно не равноценный обмен: либо неудобный маршрут, либо гостиницу с клопами или тухлый пирожок с повидлом вместо калорийного и вкусного ужина.
Так что принесет новый закон, который, как предполагается, будет действовать со II квартала 2016 года. Хорошо это или плохо? И как он будет работать?
Обратимся к спецам из авиалобби. Они предлагают рассмотреть ситуацию. Например, самолет переполнен и лишних мест нет ни в эконом-классе, ни в бизнес-салоне, а следующий аналогичный рейс будет только завтра. Эксперты со стороны перевозчиков в таких обстоятельствах обстоятельно изучают пассажиров, выбирают тех, кто с наибольшей вероятностью обрадуется переносу своего перелета на более поздний срок. Таких, у кого вагон времени и кто никуда не торопится. Вот им-то первым и предложат поменять условия вылета, компенсируют потери и оплатят другие издержки.
Кроме того, по сути, перевозчики не будут продавать билеты сразу в двойном объеме, а только на 10-15% мест.
Тут же возникает очередной ряд вопросов. Как будет проводиться такой психологический отбор? Кто его будет проводить? На основе чего будут выбираться психотипы самых лояльных пассажиров, готовых пойти навстречу компании? Что делать тем, для кого вылететь завтра никак невозможно — кто спешит на операцию, рискует потерять номер в отеле в месте назначения или не сможет заключить важную сделку? Кто и как будет давать компенсацию? На месте наличными или спустя месяц в строго определенной кассе в банке через тридевять земель.
На Западе овербукинг работает как часы. Многие пассажиры - естественно, те, кому дают место бизнес-классе, вместо «эконома», этому даже очень рады. Говорят, что есть категория людей, которые специально дожидаются самой последней минуты регистрации и время от времени получают более комфортные условия перелета, либо просто за счет компенсации зарабатывают себе на жизнь.
Но на Западе доказать в суде, что авиакомпании тебя обставила, гораздо легче — там закон скорее обвинит перевозчика, а не потребителя.
А у нас, исходя из исторической практики, побеждает сильнейший. В данном случае не потребитель, а перевозчик. Так думают и независимые эксперты. По мнению главы Союза пассажиров Кирилла Янкова, от нововведения выиграют лишь перевозчики и это прямое нарушением прав потребителей.
Кроме того, понятно, что при овербукинге пассажир получит компенсацию, но время и нервы ему никто не вернет.
Напомним также, что в прошлом году авиакомпании добились права продавать невозвратные билеты — соответствующий закон приняла Госдума. Лоббисты аргументировали новшество тем, что невозвратные билеты будут продаваться пассажирам дешевле возвратных. На практике же каждый, кто пользовался за последний год самолетами, заметил, что о снижении цен (даже если взять при этом в расчет инфляцию и скачки валютного курса) речь фактически не идет — просто билеты, которые раньше были возвратными в нижней ценовой категории, «автоматом» стали невозвратными.