- Каков ваш прогноз по действиям Центрального банка на заседании 15 июня? Будет ли снижена ставка?
- На мой взгляд, сейчас есть фундаментальные основания для снижения ставки. Недельная инфляция в России уже шесть недель держится на уровне 0,1%. Соответственно, Центробанк может снизить ключевую ставку до 10,5-11%, а затем, к концу года, довести ее до однозначных значений, то есть ниже 10%. Этого требует ситуация в экономике - мы видим рецессию, падение инвестиций, ухудшающуюся ситуацию в реальном секторе. Снижение ставки позволит уменьшить стоимость кредитных ресурсов для реального сектора, поможет поддержать кредитование и оживить экономическую активность.
- Не приведет ли снижение ставки к росту инфляции, чего всегда опасается Центральный банк?
- На мой взгляд, инфляция зависит не только от денежного предложения, но и от спроса на деньги. А спрос на деньги определяется активностью хозяйствующих субъектов, которая связана с состоянием экономики. Если мы не сможем обеспечить рост экономики, то и не сможем снизить инфляцию. Уровень инфляции и устойчивость национальной валюты зависят от состояния экономики, от ее качества. Поэтому задача ЦБ и правительства в том, чтобы принять меры по обеспечению роста, оживить экономику. Оживление экономики приведет к снижению инфляции.
Сейчас ЦБ пытается снизить инфляцию через повышение ключевой ставки и зажимание ликвидности. Однако инфляцию также можно снижать и другими методами. Эти инструменты находятся не только в руках ЦБ, но и правительства, здесь нужна скоординированная политика. Нужны проекты, которые могли бы стать локомотивами экономического роста, - проекты развития инфраструктуры, проекты развития малого и среднего бизнеса, особенно в регионах. Когда появятся такие проекты, бизнес сам зашевелится и начнет предъявлять спрос на деньги. Соответственно, вырастет монетизация экономики и инфляция будет снижаться, потому что дополнительная денежная масса будет абсорбироваться работающим бизнесом.
- Как вы сейчас оцениваете ситуацию с кредитованием реального сектора?
- Ситуация с кредитованием сейчас очень тяжелая. С одной стороны, упал спрос на кредиты, потому что бизнес чувствует себя не очень хорошо. Если деньги и берут, то только на выживание, не на инвестпроекты. С другой стороны, сами банки боятся давать деньги, придерживают ликвидность, поскольку видят состояние бизнеса и понимают, что заемщики могут деньги и не вернуть. Помимо этого, ужесточаются требования ЦБ к оценке заемщиков. Получается такой порочный круг. Не даем заемщикам деньги – ситуация еще больше ухудшается. Этот гордиев узел нужно разрубить.
- Если на заседании 15 сентября ЦБ не снизит ставку вообще либо будет снижать ее очень медленно, какое это будет иметь влияние на экономику? Может быть, стоит действовать более решительно?
- ЦБ уже снизил ставку на 4,5% - с 17% до 12,5%. Если 15 июня ставка будет снижена до 10,5%-11%, то это будет хороший сигнал рынку. Я понимаю опасения ЦБ, что резкое снижение ставки может раскачать валютный рынок и инфляционные ожидания. Поэтому вот такое медленное снижение, шаг за шагом - это нормальный путь. Но хочется более решительных шагов. Шаги Центробанка – чуть меньше тех, которые он мог бы делать.
Андрей Миронов