В последние два месяца рубль активно укреплялся. Это не радовало предпринимателей (они стали проигрывать конкурентную борьбу с импортерами), но давал надежду потребителям, так как темпы инфляции стали снижаться.
Правда, приятная для рубля музыка замолчала. За неделю курс «деревянного» снизился более чем на 3 рубля. По словам финансового аналитика FxPro Александра Купцикевича, отметка в «полтинник» не поддалась. «После попыток продолжить рост он развернулся в сторону снижения. Как это часто бывает: рубль растет медленно и упорно, словно поднимается по лестнице, а падает быстро и решительно, словно проваливаясь в шахту лифта».
Что же будет дальше? Один из критериев, влияющих на курс рубля, это цены на нефть. Сейчас они уверенно держатся на уровне выше $60 за баррель. Это больше среднегодовой базовой цены, предрекаемой Минэкономразвития в $50 в 2015 году. Правда, дальше прогнозы министерства несколько «щедрее»: цены на нефть в 2016–2018 годах доползут до $70 за баррель. В результате к 2018 году курс российской валюты прочно зафиксируется на уровне 53 рубля за доллар. То есть психологическая планка ниже «полтинника» преодолена не будет.
Впрочем, остальные прогнозы ведомства Алексея Улюкаева предрекают России нелегкую жизнь вплоть до 2018 года. Так, по оценке Минэкономразвития, в этот срок продолжат действовать западные санкции (наши банки будут отрезаны от дешевых кредитов). Отток капитала в 2015 году может составить до $110 млрд. Правда, в 2017–2018 годах он должен сократиться до $60–55 млрд, но не за счет роста экономики, а вследствие снижения импорта.
Очевидно, что экономическая ситуация в России ухудшается день ото дня. По итогам I квартала ВВП упал почти на 2%, промышленность в целом на 3%, но в апреле падение ускорилось и составило 4,5%. Дефицит бюджета сейчас составляет уже 4,4%, а это больше чем 1%, как предполагал Минфин. Резервному фонду, из которого закрываются бюджетные дыры, осталось жить год-полтора. Кстати, по мнению Минэкономразвития, пополнение этой копилки возможно только начиная с 2018 года.
За все это придется расплачиваться рядовому потребителю, что он уже и делает. Инфляция, несмотря на некоторое снижение, в мае составила 16% к маю прошлого года, зарплаты не индексируются, а частном секторе даже сокращаются, растет безработица. Таким образом, уровень реальных доходов населения к IV кварталу прошлого года снизился почти на 18%.
Но правительству и этого оказалось мало. Поэтому кабинет министров решил потуже затянуть пояса рядовым гражданам. Еще год назад Алексей Улюкаев клятвенно обещал, что рост тарифов на ЖКХ составит уровень инфляции минус 30%. Теперь же содержащиеся в прогнозе Минэкономразвития данные говорят об обратном.
К базовой формуле роста тарифов будет прибавляться один процентный пункт. Другими словами, оптовые цены на газ для населения индексируют в июле 2016 года на 8,5%, в июле 2017 года — на 8%, в июле 2018 года — на 7,2%. Примерно на те же суммы вырастут тарифы на электричество и тепло. Учитывая рост тарифов в 2015 году, например на электроэнергию, они вырастут на 7,6%.
Не сложно подсчитать, что в целом в ближайшие четыре года за услуги естественных монополий нам придется платить примерно на 50% больше, чем сейчас.
Подсчитаем на коленке. Сейчас один киловатт в Москве в среднем стоит 4,68 рубля. А в 2018 году его цена превысит 7 рублей. Таких цен нет даже в самых энергодефицитных странах Европы.