Главный редактор «Финансовой» газеты Николай Вардуль:
- Думаю, что это нереально! На самом деле ситуация совсем иная: в китайской экономике нарастают проблемы, причем, довольно быстро. Так, за последний год Китайский народный банк трижды снижал ставки по кредитам и дважды сокращал нормы для норматирования банков. Это делается, чтобы простимулировать кредиты. А их никто не берет, и деньги оседают на рынке акций, надувая в экономике страны огромный пузырь. Последние две недели гонконгская пресса пишет, что Китай находится на пороге кризиса, аналогичного произошедшему в 2008 году. И первые «ласточки» уже есть: впервые обанкротилась китайская госкорпорация. Общая задолженность китайских компаний также выше, чем у американских. А сама страна находится на пороге дефляции — а это значит, что деньги там вкладывать некуда. Или взять показатели темпа роста за последний год. В КНР они составили 7% - казалось бы, для мировых показателей неплохо. Но для самого Китая это мало. Во всяком случае, по прогнозам МВФ, в 2016 году по темпам роста Индия обгонит Китай.
Есть и еще один важный фактор. Экономика разных стран — это сообщающиеся сосуды. Поэтому, если китайцы выбросят на рынок массу долларов, плохо будет всем. То же касается и России. Действительно, в последнее время наша страна не так вкладывается в долговые обязательства США, как, скажем, в 2005 году. Но сокращение происходит очень постепенно, поскольку в противном случае мы получим гораздо меньше, а, значит, высечем сами себя. Верю, что китайцы действуют с открытыми глазами и видят все эти проблемы. Они вообще хорошие стратеги, а потому могут сделать «рывок» лишь если возникнет реальная угроза неплатежей. Пока же им нет ни малейшего резона усугублять свои проблемы.
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников:
- Думаю, что это — один из очередных информационных вбросов, не имеющих под собой серьезных оснований, а служащих, скорее, чьим-то конкретным целям — например, при игре на бирже. По паритетному покупательскому спросу США и КНР, действительно, идут, что называется, ноздря в ноздрю. Однако по доле ВВП на душу населения Китай отстает от США в разы и не изменит этого показателя раньше 2030-2035 года. Юань в мировой табели о рангах находится на 5-м месте - этой валютой обслуживаются не более 1,7-1,8% международных финансовых и торговых расчетов. Да и сами китайские экономисты считают, что полноценной резервной валютой юань может стать не раньше, чем через 8-10 лет. Резервная валюта — тяжкое бремя для экономики страны, и большой вопрос, смогут ли китайцы преобразовать к этому времени свою экономику так, чтобы страна была в состоянии его нести.
Что касается скупки золота, то оно является последним резервом для каждой страны, и иметь такой запас — правило хорошего тона. Кроме того, во второй половине года на валютных рынках ожидается резкий подскок курса доллара. Долларовые долги тогда существенно возрастут, и это напрягает госкорпорации. А золотые запасы станут хорошей подстраховкой на внутренних ранках.
Кроме того, достигнута негласная договоренность, что китайские власти не будут делать резких движений с тем триллионом долларов, что они держат. Правда, эти запасы в КНР за последнее время несколько сократились: в Японии на сегодняшний день долларов больше. Но «обвала» не будет.
Читайте материал: Центробанку не удалось обрушить рубль