По СНГ как по России
Причины нынешних бед выездной туриндустрии известны — рост курсов иностранных валют, неблагоприятная политическая обстановка вокруг нашей страны, ну и, конечно, запрет, иногда в форме негласных рекомендаций, отдельным категориям госслужащих, военных, сотрудников правоохранительных органов ездить за границу. Представители Ростуризма утверждают, что спрос на выездной туризм в 2014 году упал до 50%.
При этом за рубежом наши соотечественники стали меньше тратить: по данным Всемирной туристской организации, российские туристы в прошлом году сократили свои расходы на 6% по сравнению с 2013 годом. Однако Россия все еще занимает пятое место в мировом рейтинге государств с наибольшими расходами на турпоездки.
Вполне логично, что на этом фоне вырос внутренний туризм по России. В 2013 году количество туристов, путешествующих по нашей стране, было на уровне 32 млн человек. В 2014 году путешественников стало больше на 30% — 41,5 млн. Сейчас абсолютно все четыре тысячи туроператоров, даже те, которые раньше работали исключительно на заграницу, предлагают пакетные туры (перелет, гостиница, питание, трансфер) по России и странам СНГ. Их наши люди традиционно считают «своими». Разумеется, туроператоры переориентировали деятельность не от хорошей жизни и не ради модных призывов к импортозамещению. Это скорее вопрос выживания.
Каков он, наш турист?
Прежде чем рассказать об основных трендах нынешнего летнего сезона, несколько слов о том, как изменился отечественный турист. В новых финансовых условиях он стал более расчетливым и осторожным: если раньше туры покупались в среднем за 10 недель до путешествия, то сейчас за 3–4. Туристы внимательно следят за колебаниями курса и стремятся приобрести самое выгодное предложение.
Россияне стали более экономными: выбирая маршрут для путешествия, сограждане отдают предпочтение либо турам в Турцию и Египет, где можно недорого отдохнуть по системе «все включено», либо в Краснодарский край и Крым.
Предпочтения по звездности отелей остаются на прежнем уровне, однако туроператоры отмечают, что комфорт в путешествии все же отходит на второй план и решающим фактором становится цена. Народ готов выбрать более бюджетное место для отдыха, но при этом отдохнуть у моря законные две недели.
Существенно реже потенциального клиента стали интересовать дополнительные опции — экскурсии, персональный трансфер, билеты на какие-либо мероприятия, индивидуальные предложения.
«В этом году произошел значительный спад раннего бронирования: за 5–6 месяцев практически никто не покупает путевки, — говорит эксперт Матвей Герман. — Общее количество таких запросов с вылетами на летний сезон 2015 года, то есть с 1 апреля по 31 октября, сократилось более чем на 93% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Активность по топовым европейским направлениям Испании/Италии, а также Азии уменьшилась на 30–40%. При этом цены на отдых в эти страны увеличились на 40–50%, что в целом соответствует росту курса евро к рублю. Весной и летом лидировать будет, несомненно, Турция, забрав себе 45% пакетных туристов, а осенью-зимой в фаворитах окажется Египет — около 55% от всех турпоездок. Во многом этому способствуют действия, предпринимаемые правительствами этих стран, такие как субсидирование чартерных рейсов в Турцию, отмена платы за визы в Египет, а также лояльное деловое поведение местных отельеров по отношению к нашим туроператорам. Греция станет одной из немногих европейских стран, оставшихся в топе по турпотоку из России. Это обусловлено тем, что страна осуществляет конкретные меры по привлечению русского туриста. Многие отели в евро-эквиваленте снизили цену на 30%. Рост цен в рублях сегодня на летние туры в Грецию составляет всего 5–8%, а с учетом стабилизации курса в последнее время стоимость может и вовсе в среднем сравняться с прошлогодней. А вот турпоток по экзотическим направлениям (Бали, Гоа и пр.) в этом году уменьшится сильнее всего. По итогам зимнего сезона падение может достигнуть до 70%. Предпосылок к тому, что ситуация изменится, пока нет».
Среднюю стоимость тура, как среднюю температуру по больнице, просчитать трудно. Тем не менее вместе с экспертами Российского союза туроператоров «МК» попытался «нарисовать» примерную картину. Итак, сейчас при бронировании недельной путевки на июль-август на двоих в отель 4* all inclusive ее цена со всеми сборами в Турцию (Кемер) стартует от 43 тыс. рублей при средней стоимости 55–60 тыс., в Египет (Шарм-эль-Шейх) — от 45 тыс. при средней — 50–55 тыс., в Грецию (Халкидики) — от 70 тыс. при средней — 80 тыс. В Грецию пока еще не все туристы ездят по системе «все включено»: с завтраком путевка будет стоить дешевле 60–65 тыс. Таиланд (Пхукет), отель четыре звезды, стоимость туров с завтраком начинается от 65 тыс. при средней цене 80 тыс. Но чаще в Азии берут гостиницы 3*, поэтому и цена может быть меньше.
«Невыездные» отдыхают в России
Одновременно возник ажиотажный спрос на внутренний туризм. Во многом сверхпотоку способствуют несколько миллионов российских «невыездных», вынужденных планировать отпуск исключительно в рамках родной страны.
Заместитель министра культуры Алла Манилова в интервью британской телекомпании ВВС отметила, что благодаря санкциям в этом году ожидается рост туристов по России на 38% (до 50–55 млн человек. — «МК») вместо планируемых еще в прошлом году 15%. Цена — главное конкурентное преимущество отечественных курортов. В целом уже сейчас доля продаж по России только среди пакетных туров на летний сезон составляет 10%, и этот показатель будет расти.
Очевидный лидер в предстоящем сезоне — Краснодарский край. Россияне урезают бюджет и активно бронируют туры на Черноморском побережье. При этом пакетная цена такого тура существенно ниже, чем при отдельном бронировании отеля и перелета. Разница — от 15 до 40%.
Заметно вырос спрос на непляжный отдых в России — одним из самых популярных направлений стал Калининград и его окрестности. Туристы активно бронируют туры в Астрахань, Карелию, на Селигер и, конечно, на Байкал. Спросом также пользуются Санкт-Петербург и Москва — лишенные возможности посетить европейские столицы, россияне выбирают родную культурную и экскурсионную программу.
Туроператоры взялись даже за так называемый религиозный туризм. Паломникам и просто желающим предлагают туры в Истру, в «подмосковную Палестину», которая объединила Новоиерусалимский мужской монастырь и музейный комплекс «Новый Иерусалим».
Повышен интерес на туры в страны СНГ. Ограниченные в средствах люди все чаще вспоминают о пляжах Абхазии, бронируют путевки в Беларусь, осваивают красоты Грузии. Еще в 2013 году туры в эти страны практически не были представлены на рынке, теперь же спрос активно развивается. Несмотря на то что эти направления нельзя отнести к внутреннему туризму, психологически страны бывшего СССР до сих пор воспринимаются как «свои», что во многом привлекает туристов.
Естественно, вырос поток туристов в Крым. Украинский Крым ежегодно посещало около одного миллиона россиян. В прошлом году, по данным Ростуризма, уже 4,1 млн соотечественников принесли доход жителям полуострова в 107 млрд рублей. В этом году чиновники-оптимисты планируют еще больше нарастить эти цифры.
Однако в Крыму есть серьезные логистические проблемы, проще говоря, добраться туда крайне проблематично и дорого. Сейчас на полуостров летают семь авиакомпаний. Реальные цены на авиабилеты из Москвы в Симферополь и обратно в июне-августе начинаются от 9,9 тыс. рублей. На майские праздники от 11 тыс. рублей. Один перевозчик, который позиционирует себя как национальный, объявил, что летом билеты якобы можно будет купить без всяких акций по 7,5 тыс. рублей туда-обратно. Однако это не более чем «маркетинговый ход». На самом деле у этой компании билеты самые дорогие — в районе 20 тыс. рублей: у конкурентов они продаются почти в два раза дешевле.
Впрочем, после реконструкции аэропорта Симферополя, когда он сможет принимать самолеты круглосуточно, а не только в дневное время, количество рейсов возрастет вместе с картой полетов. В будущем на полуостров будут летать из 45 регионов страны.
Кстати, в этом году до сих пор не решен вопрос с субсидированием внутренних перелетов, хотя раньше это делалось каждый год. Если правительство не «пожадничает», несмотря на кризис, тогда, возможно, и стоимость билетов снизится.
К 1 мая чиновники Министерства транспорта за счет строительства новых причальных стенок в порту «Кавказ» и ввода в эксплуатацию дополнительных паромов обещали в разы увеличить пропускную способность керченской переправы — до 50 тыс. человек и 10 тыс. авто в сутки. Работы действительно идут, но есть сомнения, что к майским праздникам все будет завершено.
Как бы то ни было, это как раз тот случай, когда туризм стимулирует развитие еще 53 смежных отраслей, таких как транспорт, пищевая промышленность, строительство, народные промыслы и пр.
Сейчас в Крым и в Сочи на август пакетный тур на двоих на неделю с завтраком в трехзвездную гостиницу обойдется в среднем 30–35 тыс. рублей. В Санкт-Петербург — без перелета/переезда — 3–5 ночей с экскурсиями — от 10 тыс. рублей. На Байкал все туры составляются индивидуально.