С конца прошлого года доходы газет и журналов снизились на 40–50%, главным образом за счет падения объемов рекламного рынка. Расходы, наоборот, увеличились на 15–20%. Произошло это из-за резкого конъюнктурного роста цен на бумагу отечественных производителей. Так, с ноября прошлого года по март нынешнего стоимость мелованной бумаги «Омела» группы «Илим» поднялась с 43,3 тыс. рублей за тонну до 64 тыс. рублей. Данное предприятие, хоть и работает в России, контролируется крупным американским концерном International Paper и зарегистрировано в Швейцарии. Аналогично подорожал офсет ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» с 41,95 тыс. до 53,65 тыс. рублей, а также мелованный картон «Светокоут», производимый в России тем же International Paper, с 38 тыс. до 49,5 тыс. рублей за тонну. Как видим, за пять месяцев рост составил до 50%.
Дошло до абсурда. Наша бумага по цене обогнала импортную. Скажем, финскую меловку «Galerie Fine» от компании Sappy можно купить за 57,66 тыс. рублей за тонну, а импортный картон — за 40 тыс. рублей.
Российские производители объясняют свои действия увеличением стоимости импортных расходных материалов в связи с девальвацией рубля. Хотя на самом деле импортные составляющие (химия, запчасти к оборудованию) не превышают 10% затрат на производство.
Кроме того, в последнее время «Илим» и прочие компании в погоне за прибылью предпочитают экспортировать свою продукцию за рубеж, из-за чего не покрывают потребности местных издателей даже на 20%.
Вопрос стоимости бумаги для печатных СМИ ключевой, так как доля полиграфического исполнения, включая бумагу, в себестоимости газетно-журнальной продукции составляет почти 50%. А доля бумаг и картонов в себестоимости печати — 70%. Особенно уязвимы региональные газеты и журналы. При этом страдает вся технологическая цепочка, завязанная на производстве: типографии, распространители, экспедиции.
Не добавляет оптимизма ситуация с подпиской. В 2014 году вследствие отмены целевых дотаций государства тарифы на доставку газет и журналов выросли на 50%, что повлекло значительное снижение тиражей. В этом году «Почта России» оставила прежним тариф для ежедневных газет, но для остальных повысила его на 10%. Существует вероятность, что в 2016 году в условиях кризиса тарифы на подписку вырастут гораздо больше.
Наконец, еще один канал распространения периодики — киоски — из-за запрета торговать табаком и другими товарами, входящими в так называемую категорию «импульсивной покупки», становятся убыточными и просто разоряются.
Очевидно, что если государство не окажет СМИ поддержку, все это в совокупности неизбежно приведет к разорению и закрытию многих газет и журналов. Пострадают не только издатели, журналисты, но и, конечно, полиграфисты.
В связи с этим в феврале 2015 года главные редакторы 4 ведущих изданий страны — «Российской газеты», «Московского комсомольца», «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов» — обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой оказать помощь.
Во-первых, руководители СМИ попросили обнулить импортную таможенную пошлину на бумагу и картон, которые не производятся или производятся в России в недостаточном количестве. Сейчас она равна 10–15%. При этом одновременно ввести экспортную пошлину в размере 5–10%.
Такие меры помогут не только снизить стоимость и ограничить рост цен на бумагу, картон, расходные материалы, но и уменьшить на 7% себестоимость полиграфического производства издательской, упаковочной, этикеточной печатной продукции в России, что позволит полностью заместить ее импорт, загрузить профицитные мощности типографий и нарастить новые. В этом случае основная часть книг и периодических изданий на русском языке общим объемом не менее 35 млрд рублей, которая сейчас печатается за рубежом, будет издаваться в России. То же касается упаковки и этикеток, 30% импорта которых печатается на Украине. Таким образом, только за счет разницы размера НДС с импортной и отечественной продукции это позволит пополнить бюджет дополнительными налогами на 3 млрд рублей.
Во-вторых, неплохо было бы вернуть в 2016 году субсидии на подписку на 4 млрд рублей, чтобы снизить почтовые тарифы и увеличить количество и тираж изданий по подписке. Наконец, необходимо расширить ассортимент товаров, продаваемых в газетных киосках, и включить показатель обеспеченности специализированными точками по продаже прессы на 1 тыс. человек в расчетную группу, участвующую в составлении губернаторских рейтингов. Чтобы у чиновников не возникало искушения под различными предлогами сносить киоски.
Владимир Путин наложил на письмо главных редакторов (копия имеется в редакции «МК») свою резолюцию: «Поддержать». По крайней мере, в части отмены импортных пошлин на бумагу, картон и расходные материалы, а также введения экспортных. Вопрос субсидирования подписки он предложил проработать и рассмотреть на заседании правительства.
Казалось бы, победа. Но не тут-то было. Документ спустили в подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Минэкономразвития. 8 апреля состоялось заседание рабочей группы. На него были приглашены руководители предприятий издательско-полиграфической и упаковочной отрасли, но к обсуждению их не допустили.
По результатам закрытого межведомственного обсуждения под председательством директора департамента тарифного регулирования и анализа внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Максима Дмитриева предложено смехотворное, ничего не меняющее решение: временно снизить до 5% пошлины всего по 2 кодам (на целлюлозные мелованные бумаги) из 45 заявленных. Положения вещей это не меняет, а наоборот, позволяет бумагопроизводителям сохранять и увеличивать спекулятивные цены. Если называть вещи своими именами, то чиновники просто саботируют прямое указание президента.
В конце апреля упомянутая подкомиссия во главе с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым вынесет окончательный вердикт.
Характерно, что ранее Минэкономразвития направило в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) предложение о детализации кодов, по которым Россия с 2012 года нарушает свои обязательства по ВТО. Цель «детализации» — навсегда сохранить высокие импортные пошлины на мелованную бумагу и картон вопреки обязательствам по ВТО, но в интересах бумажных лоббистов. Уполномоченный представитель Минэкономразвития Максим Дмитриев на заседании Консультационного комитета ЕЭК 2 апреля сообщил, что это «принципиальная позиция ведомства».