По данным Росстата, инфляция в России пошла на убыль. Так, в марте она замедлилась до 1,2%. В феврале этот показатель достигнул 2,2% , в январе — 3,9% и 2,6% в декабре прошлого года. Как заявил глава Минфина Антон Силуанов, выступая на съезде Ассоциации российских банков (АРБ), таких результатов удалось достичь благодаря мерам, которые приняли правительство и ЦБ.
Действительно, на первый взгляд, все хорошо: цены из месяца в месяц снижаются. Однако в годовом выражении (март 2014 года к марту 2015 года) рост потребительских цен достиг 16,9%, а с начала года — 7,4% .
Впрочем, в Минфине уверены, что правительству удастся сдержать инфляцию. Как утверждает Силуанов, цены по итогам 2015 года вырастут не более, чем на 12%. Не меньшая оптимистка и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
«Мы ожидаем достаточно быстрого снижения инфляции и рассчитываем выйти в марте следующего года, через год, на инфляцию в 9%. Мы считаем реалистичным достижение инфляцией среднесрочной цели 4% в 2017 году», — заявила Набиуллина.
Однако эксперты, опрошенные «МК», находят такие прогнозы нереалистичными. Остаются два мощных фактора, которые еще больше разгонят и без того растущую инфляцию. «Прежде всего, это ослабление курса рубля. Если сейчас мы наблюдаем некоторое укрепление нацвалюты, то ближе к осени ее ценность вновь начнет падать. Дело в том, что напуганные осенней валютной лихорадкой, когда цены на нефть начали стремительно падать, а вместе с ним привязанный к котировкам «черного золота» и курс рубля, физические и юридические лица вложились в доллары и евро на полную катушку.
Однако рубль как нацвалюту никто не отменял, и держателям иностранных денег пришлось вынужденно менять их снова на наши рубли. Внесло свою лепту также наступление квартального периода уплаты налогов в конце марта для корпоративных налогоплательщиков. Кроме того, расставаться с накопленными долларами и евро пришлось и населению — их к этому вынудила элементарная потребность в товарах, оплате счетов, услуг. Плюс некоторое ослабление геополитической напряженности. Другими словами, сейчас мы наблюдаем временную стабилизацию рубля, но состояние экономики ухудшается, значит идет и накопление негативного потенциала для рубля», — комментирует «МК» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Кроме того, с 1 июля произойдет индексация тарифов ЖКХ. Так, в среднем по стране в 2015 году тарифы на электричество повысятся на 8,5%, на теплоэнергию также на 8,5%, на газ — 7,5%, а на воду — 10,5%.
В результате, как прогнозирует Игорь Николаев, по итогам этого года инфляция в России составит 18%.
Причем к осени вырастут цены не только на импортные товары, но и на отечественные, поскольку российский бизнес, к сожалению, зачастую использует один способ борьбы с падением рентабельности — это повышение розничных цен.
Не стоит рассчитывать и на понижение ключевой ставки и, соответственно, удешевление кредитов, на котором настаивает банковский сектор. По словам президента АРБ Гарегина Тосуняна, чтобы «оживить нашу экономику ставки по кредитам для бизнеса должны быть не больше 9%». Однако где гарантия, что «дешевые деньги» будут работать на благо экономики? «При инфляции в годовом выражении в 16,9% игроки рынка предпочтут разместить эти средства на депозит, чем вложить их в проекты, или пустить их на валютные спекуляции», — поясняет Николаев. По его словам, сейчас бороться нужно не с ключевой ставкой, а прежде всего с неопределенностью экономической ситуации России, высокой налоговой нагрузкой и недостаточностью внутреннего спроса.
Читайте материал: Вслед за долларом, упавшим до 55 рублей, начали падать цены