Помимо совета по импортозамещению, который, впрочем, только предстоит сформировать, в четверг на заседании правительства обсуждались вполне конкретные вопросы, связанные с поддержкой отдельных отраслей экономики. Так, правительство до конца марта внесет в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, касающиеся снижения НДС на услуги по внутренним авиаперевозкам с 18% до 10% на срок до 1 января 2017 года. Сейчас не облагаются НДС только международные перевозки. От него освобождены, в том числе иностранные компании, что ставит их российских коллег в неравное положение.
Читайте материал: Путин пообещал бизнесменам поддержку и "не выковыривать" их деньги
Впрочем, представители отрасли считают, что этого недостаточно и цены на билеты по стране все равно вырастут. Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предлагала, вообще, обнулить НДС, по примеру с пригородными железнодорожными перевозками, что позволило бы сэкономить до 50 млрд. рублей. Это, по мнению перевозчиков, гарантировало бы сохранение тарифов на внутренние перелеты на уровне прошлого года.
На заседании Дмитрий Медведев заявил, что подписал постановление о продлении программы утилизации старых автомобилей на 2015 год в общем объеме до 10 млрд. рублей. В принципе, она уже дважды доказала свою эффективность, поддержав продажи машин, собираемых в России. При этом, одновременно смягчат правила субсидирования льготного автокредитования физических лиц, по которым максимальная стоимость приобретаемого автомобиля повышается с 750 тыс. рублей до 1 млн. Механизм начнет работать с 1 апреля. Покупатель должен внести не менее 30% от стоимости приобретаемого автомобиля. Срок действия кредитного договора - не более трех лет. Процентная ставка не должна превышать ключевую ставку ЦБ более чем на 10 процентных пунктов. Объем финансирования - 1,5 млрд рублей. Ожидается, что в рамках программы будет продано около 200 тыс. автомобилей местной сборки.
Не забыли про малый и средний бизнес. Правительство намерено поднять планку объемов выручки компаний, подпадающих под упрощенную схему налогообложения, для получения ими преимущественного доступа к госзаказам, финансовой поддержке и прочим преференциям. Один из вариантов предусматривает двухкратное повышение размера выручки для микропредприятий до 120 млн. рублей, для малых предприятий — до 800 млн. рублей, для средних — до 2 млрд. рублей. Кроме того, регионам предоставят дополнительные полномочия по регулированию так называемых специальных налоговых режимов, устанавливающие льготы по отдельным видам деятельности.
Есть и более радикальные предложения. Например, председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский считает, что уже с 1 июня 2015 года нужно снизить для бизнеса до 14% (сейчас этот показатель равен 30% - «МК») совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: в фонд соцстрахования, в пенсионный фонд и т.д.
«Большой вопрос, не запоздали ли все эти решения. - говорит директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева. - Буквально на днях один из крупнейших американских автопроизводителей объявил о полном или частичном уходе с нашего рынка двух недорогих брендов. Завод этой компании в Санкт-Петербурге будет остановлен к середине 2015 года, а в Калининграде сборка уже прекращена. Аналогичные планы анонсировал один из южнокорейских производителей. Также я считаю ошибкой делегировать регионам права на установление каких-либо налоговых режимов. Многие главы субъектов не скрывают своего негативного отношения к предоставлению преференций бизнесу, поскольку в результате региональные бюджеты теряют деньги. В результате в России малый бизнес создает не более 10-15% ВВП и находится под угрозой исчезновения. Такие инициативы должны исходить исключительно из федерального центра».