«Сегодня компания объявила о своих планах по изменению бизнес модели в России. Chevrolet минимизирует свое присутствие в России, а Opel полностью покинет российский рынок к концу декабря 2015 года»,— говорится в сообщении компании. По словам президента концерна Дэна Амманна, сложившаяся ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций.
Завод в Санкт-Петербурге, который был введен в эксплуатацию в 2008 году, прекратит производство автомобилей уже до конца недели. Однако автогигант уже пообещал работникам своего предприятия при сокращении компенсацию в размере 7 окладов.
«МК» спросил у экспертов, как закрытие предприятия может отразится на российской экономике, ведь без работы рискуют остаться тысячи человек?
Николай Вардуль, главный редактор «Финансовой газеты»:
- Прекращение производства - это всегда плохо: и с социальной, с экономической точек зрения. Тут интересно другое. Произошло значительное обесценивание рубля. При прочих равных условиях, это означало бы плюсы для локализации иностранного производства здесь, а не для ввоза готовой продукции в Россию. Ситуация с рублем стимулирует не закрытие производств «Опелей» в России, а наоборот - расширение. Надо ввозить не готовую продукцию, которая стала нам дороже, а производить её здесь, таковы внешние курсовые условия. Это хороший пример того, как рубль обесцениваясь давал стимул российской промышленности, с точки зрения импортозамещения и прочего. Выходит, что здесь действуют другие факторы, помимо падения рубля.. Сворачивание иностранного производства в России, это показатель того, что наступает довольно острый экономический кризис.
Член переговорной команды по присоединению России в ВТО:
- Последствия будут, конечно же. Но я не думаю, что они будут очень существенны. Скорее всего закрытие заводов связано со спадом на автомобильном рынке, со спадом спроса.. Каких-то радикальных последствий, кроме проблем с трудоустройством у рабочих этих предприятий, не будет. Все потому, что есть другие предприятия такого же профиля. Я думаю, что они смогут переориентироваться.
Игорь Николаев, директор Департамента стратегического анализа компании ФБК, доктор экономических наук:
- После закрытия производства естественно увольняются работники. Растущая безработица, что является прямым следствием закрытия определенных производств, безусловно не благо, а зло для экономики. Как минимум потому, что усиливается нагрузка на бюджет в условиях, когда денег в нем и так не хватает. Кроме того, имеются и другие последствия. Закрытие производств - это явный сигнал для тех инвесторов, кто только ещё думает закрывать или нет, или же вкладываться, в данных условиях, или же нет. Создается очень неприятный прецедент. Если такие производители уходят из России, пока не полностью, но уже на пути к выходу, за ними могут последовать и другие. И понятно почему. Как известно продажи автомобилей в феврале сократилось на 38%, в годовом выражении. На авторынке идет обвал по продажам. Чудес не бывает. Зачем производить автомобили, если они не продаются?